Дата: 05.01.2023
Тема: Роль образовательных технологий в учебном процессе
Присутствовали 47 человек: администрация школы-гимназии, педагоги
Повестка
1 Роль образовательных технологий в учебном процессе
Педагоги-исследователи: Ремезова Е.В.
Виниченко О.В., Глушкова Е.С., Мырзалиева Ұ.Т.
2 Экспертиза авторских работ и модифицированных программ курсов, представляемых на городской и областной УМС:
- Методические рекомендации и хрестоматийный материал (сборник текстов, 4 класс) «Формирование читательской грамотности на уроках в начальной школе»
Ахметова А.Е., зам.директора по НМР
Муслимова Д.Х., педагог-эксперт
Баданова Г.М., педагог-эксперт
- Сборник «Опыты и эксперименты в начальной школе по предмету «Естествознание», 3 класс
Ахметова А.Е., зам.директора по НМР
Хилимончик Н.А., педагог-исследователь
Высокоборская Л.Е., педагог-исследователь
По первому вопросу слушали педагогов-исследователей: Ремезова Е.В., Виниченко О.В., Глушкова Е.С., Мырзалиева Ұ.Т.
ЦОР на уроках казахского языка
Тіл – адам мен адамды, ұлт пен ұлтты жақындастыратын өзгеше қатынас құралы. Тілмен сөйлесу – адамзат баласы үшін тысқары бір дүние емес. Адам баласы бірнеше тілде сөйлеседі. Жер бетінде бар адамзат тілдерін күнделікті өмірдегі қарым- қатынас барысында үнемі заман талабына, уақыт ағымына қарай өзгеріп, дамып, жетіліп отырады. Орыс мектептерінде өтілетін қазақ тілі сабақтарының мақсаты – оқушылардың сөздік қорын дамыту, дұрыс сөйлеуге, сауатты жазуға үйрету, сөйлем құрылысын меңгерту, қазақ тіліне тән дыбыстарын айтып, сөз ішінен ажырата білуге үйрету. Оқушылардың білімін арттыру үшін сабақта жаңа технологияларды қолдана білу керек. Оқыту технологиясы мен әдістеме ғылымы бір-бірімен тығыз байланысты. Әдістеме ғылымы «Нені оқыту керек?», «Не үшін оқыту керек?», «Қалай оқыту керек?» деген сұрақтарға жауап іздесе, оқыту технологиясы «Қалай нәтижелі оқытуға болады?» деген мәселенің шешімін іздейді. Нақты тоқталар болсақ «Wordwall», «Plickers» программалары арқылы сабаққа тиімді, білім алушыларды қызықтырып, қызығушылықтарын арттыратын қолданып жүрген интерактивті тапсырмаларға тоқталып, көрсетіп, сіздермен бірге бірнеше тапсырманы тәжірибе жүзінде орындайық.
Ал енді қазақ тілі пәнінен 2- сынып оқушыларына арналған электронды дидактикалық көмекші құралды назарларыңызға ұсынамыз. Осы жинақта берілген түрлі деңгейдегі тапсырмалар арқылы -оқушының жеке қабілеті айқындалады; -іштей бір-бірінен қалмауға тырысады; -тапсырманың күрделену деңгейіне сәйкес оқушының қабілеті артады; - сынып оқушылары толық бағаланады; - әр бала өз деңгейіне ,қабілетіне қарай талпынады, бағаланады. - нақты, дәл, анық жауап беруге үйретеді
Разноуровневое обучение
В условиях классно – урочной системы дифференцированное обучение обеспечивает индивидуализацию учебного процесса.
В настоящее время именно уровневая дифференциация учащихся стала наиболее перспективной и эффективной педагогической технологией обучения. Основанная на личностно — ориентированном характере образования она направлена на реализацию принципа развивающего обучения с учётом зоны ближайшего развития школьников и основополагающих идей гуманизации, демократизации.
Критическое мышление
Критическое мышление- способность ставить новые вопросы, выдвигать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения
Цель:
*Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в учебной жизни.
*Выработка собственного мнения, умения выстроить цепь доказательств, выразить себя ясно и уверенно.
*Общество нуждается в гражданах, мыслящих творчески и критически, успешно решающих текущие вопросы и способных контролировать происходящие перемены
*Формирование нового стиля мышления.
*Развитие базовых качеств личности.
*Развитие аналитического, критического мышления.
Этапность реализации:
Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: введение — основная часть — заключение
1 этап — «Вызов»
2 этап — «Осмысление»
3 этап — «Рефлексия»
Игровые технологии
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский)
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению любого предмета.
Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.
Использование ИКТ - это почти обязательная часть современного урока. Компьютерные обучающие игры необходимы и незаменимы в процессе обучения. Применение ИКТ на уроках, вне всякого сомнения, необходимо. Важно не бросаться из одной крайности в другую. Пусть всего будет в меру. В начальной школе яркая необычная форма подачи учебного материала способствует более прочному усвоению новых знаний. Уроки с использованием ИКТ интересны не только детям, но и самому учителю. Они представляют возможность для саморазвития и учителя, и ученика.
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все
направления деятельности учреждения образования по формированию,
сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в
школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик
обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в
соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и
гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической
нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и
рационально организованный двигательный режим.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
- отсутствие назидательности и авторитарности
- элементы индивидуализации обучения
- наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
- интерес к учебе, желание идти на занятия
- наличие физкультминуток
- наличие гигиенического контроля.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация,
нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он
живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования,
т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени
его бодрствования.
«Условия здоровьесбережения»:
- выполнение требований СанПиН
- соблюдение этапов урок
- использование методов групповой работы
- использование интерактивных методов
Это урок, на котором соблюдаются здоровьесберегающие действия:
- оптимальная плотность урока
- индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени
- чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания и т.п.
- оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы
- минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек
По второму вопросу слушали Ахметову А.Е., зам.директора по НМР, Муслимову Д.Х., педагог-эксперт, Баданова Г.М., педагог-эксперт
Методические рекомендации «Формирование читательской грамотности на уроках в начальной школе» разработаны с целью оказания методической поддержки в организации учебного процесса по развитию навыков грамотности чтения на уроках, ориентированы на достижение целей и задач современного начального образования в соответствии с требованиями Государственного стандарта Республики Казахстан. Практическая значимость работы определяется возможностью использования её материалов в работе учителей начальных классов, а также для дальнейшей научно-исследовательской работы. Чтение детей - актуальная тема для педагогики.
В содержании Методических рекомендаций дается характеристика читательской грамотности как ключевой компетентности человека в современном мире; структурирована организация работы по формированию читательской грамотности младших школьников, описана модель выпускника начальной школы «Грамотный читатель». Материал систематизирован, доступно и понятно изложен, имеет практическую направленность и значимость.
В приложении к Методическим рекомендациям имеется «Сборник текстов по формированию читательской грамотности, 4 класс». Новизна работы состоит в изменении подхода к составлению заданий по содержанию текста, развивают художественное и ассоциативное мышление обучающихся.
Данное руководство обеспечит учителя знаниями о стратегиях смыслового чтения и возможными вариантами организации работы по формированию читательской грамотности у обучающихся.
Практическая составляющая данной разработки формировалась и апробировалась на базе двух школ КГУ «Школа-гимназия № 5 «А» отдела образования города Костаная» и КГУ «Школа-гимназия № 18 отдела образования города Костаная» Управления образования акимата Костанайской области. Результаты представлены в актах о внедрении инновационного педагогического опыта двух школ и указывают на положительную динамику качества знаний и умений обучающихся.
По второму вопросу также выступили Ахметова А.Е., зам.директора по НМР, Хилимончик Н.А., педагог-исследователь, Высокоборская Л.Е., педагог-исследователь
Сборник «Опыты и эксперименты в начальной школе по предмету «Естествознание» содержит опытно – экспериментальную деятельность учащихся и имеет большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей, вызывает у учащихся интерес к исследованию, развивает ум, стимулирует познавательную активность и любознательность. У учащихся начальной школы формируются исследовательские навыки, так как постоянно возникает необходимость анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать полученные результаты.
В сборнике собраны опыты и эксперименты, которые строятся на основе имеющихся представлений учащихся, полученных в процессе наблюдений при экспериментировании. Опыты и эксперименты просты в исполнении, не требуют дорогостоящего оборудования и практически безопасны. Но требует обязательного соблюдения правил безопасности педагогом и детьми. Все сложные процедуры, порядок выполнения опытов и экспериментов проводится под руководством педагога.
Решение
- Использовать образовательных технологии в учебном процессе
(срок: постоянно, отв: администрация, педагоги школы-гимназии)
- Рекомендовать методические рекомендации и хрестоматийный материал (сборник текстов, 4 класс) «Формирование читательской грамотности на уроках в начальной школе» и сборник «Опыты и эксперименты в начальной школе по предмету «Естествознание», 3 класс на представление городского и областного УМС
(срок: до марта 2023 г., отв: Ахметова А.Е., зам.директора по НМР)
Директор школы – гимназии: Г.Сапанова
Секретарь: Жумобаева А.О.