№ | Атауы | Жүктеу |
---|---|---|
1 | Мелкая моторика | ![]() |
Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников
На сегодняшний день большое количество ребят начальных классов имеют специфические ошибки при чтении и на письме (дислексия, дисграфия).
Овладение письмом – это сложный и длительный процесс. Мы, взрослые, уже и не помним, сколько усилий и старания тратили на освоение прописных букв, учились писать, соединять буквы в слоги. Все это предстоит будущим ученикам. И чтобы обучение проходило без особых проблем, требуется сформированность следующих компонентов речи.
Звукопроизношение
К 6 годам ребёнок должен произносить все звуки правильно. Родителям необходимо позаботиться об этом в дошкольном периоде, не оставлять проблему нарушенного звукопроизношения без внимания. Помните, чем младше ребёнок, тем проще «поставить» звуки и ввести их в спонтанную речь.
Фонематическое восприятие
Проще говоря, различение похожих звуков на слух. Ребенок, не различающий оттенки звуков на слух, будет смешивать буквы, обозначающие эти звуки на письме.
Языковой анализ и синтез
Умение правильно определять количество слов в предложении, слогов в слове, звуков в слове, безусловно, очень важно для овладения письменной речью.
При его нарушении школьник будет сливать слова на письме, менять местами буквы и (или) слоги, пропускать буквы. На сегодняшний день это самые распространенные и наиболее трудно поддающиеся коррекции специфические ошибки среди ребят начальных классов.
Лексико-грамматическая сторона речи
Это словарный запас и умение изменять слова, сочетать их друг с другом. Богатый запас слов позволяет хорошо понимать чужую речь, читаемые тексты и в собственной речи использовать разнообразную лексику.
А умение правильно изменять и согласовывать слова делает речь грамотной и красивой. Бедный словарь и аграмматизмы (неверные грамматические формы) негативно отражаются как на понимании речи, так и на использовании собственной (как устной, так и письменной).
Прежде всего, речь взрослых, окружающих ребенка – это образец для подражания. Дошкольник должен слышать грамотную речь!
Больше читайте детям на ночь, больше разговаривайте с ними.
Рассказывайте об окружающем ребенка мире, расширяйте его кругозор.
Отвечайте на его вопросы доступным языком, обогащайте словарь.
Связная речь
Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли – необходимое условие полноценного развития личности ребёнка.
Другие высшие психические функции
Речь тесно связана с другими психическими функциями – мышлением, вниманием, памятью. К первому классу важно, чтобы все эти функции достигли достаточного уровня развития. Тогда они станут той необходимой базой для успешного овладения школьными науками.
Нельзя забывать и о пространственно-временных представлениях, нужных для усвоения буквенных образов, математики.
Больше общайтесь со своими детьми, играйте с ними, рассказывайте о мире, который его окружает. А при необходимости обязательно обращайтесь за помощью к специалистам.
Не упустите драгоценное время! Удачи!
№ | Название | Скачать |
---|---|---|
1 | Консультация для родителей. Артикуляционная гимнастика | ![]() |
2 | Речевое дыхание - основа правильной речи | ![]() |
Скороговорки для развития речи (украшенная карт...
Картотека дыхательная гимнастика
Дифференциация звуков в чистоговорках
Рекомендации логопеда родителям
- Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть причиной его неуспеваемости в школе.
- Речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих его людей. В связи с этим ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.
- Первый образец речи для ребёнка — это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребёнка. Семья - первая школа.
- Без помощи родителей ребёнку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите и отвечайте на все его вопросы неторопливо, чётко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова - это поможет ребёнку скорее овладеть правильной речью.
- Не подражайте неправильной речи ребёнка, сами не навязывайте детям неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребёнком, используя слова – заменители, такие как ням - ням (кушать), мяу (кошка) и т.п., говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать правильное речевое развитие ребёнка.
- При появлении речи у ребёнка старайтесь говорить с ним простыми словами, короткими фразами, с соблюдением пауз между словами и предложениями, тогда ребёнок, подражая вашей речи, научится говорить правильно.
- Следите за появлением и развитием речи вашего ребёнка, начиная с лепета и появления первых слов. При задержке речевого развития у ребёнка обращайтесь к специалистам.
- Прививайте детям правильные речевые навыки, не допускайте быстрой речи у ребёнка. Неторопливая, чёткая, правильная, выразительная речь способствует правильному речевому развитию ребёнка.
- Не перегружайте ребёнка речевым материалом. При чтении объясняйте ребёнку значения слов и выражений. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребёнка и его особенности восприятия и эмоциональное состояние.
Кратко о речевом развитии ребенка
2 года
– ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; верно использует местоимения я, ты, мне. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.
3 года
– словарный запас: 250-700 слов, ребенок использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом слов; называет свое имя, пол и возраст; употребляет в предложении простые предлоги и союзы: потому что, если, когда. Правильно произносит звуки: с, з.
4 года
– в речи уже встречаются сложные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.
5 -6лет
– словарный запас увеличивается до 2500-3000 единиц. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
7 лет
– словарь увеличивается до 3500 слов, усваиваются грамматические правила.
Если отклонения от нормы у вашего малыша достаточно велики, советуем обратиться за консультацией к логопеду.
Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребенок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.
Речь взрослых — образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребенком и взрослыми, нормальное речевое и психическое развитие замедляется. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребенком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.
Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями
Общие рекомендации:
Покажите ребенка детскому психиатру, невропатологу, логопеду.
Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.
Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.
Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.
Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.
Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.
Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.
Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.
Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.
Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.
Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и родителей.
Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.
Исправление звуков проводится поэтапно:
1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);
2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);
3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);
4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).
Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.
Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома!
Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.
Если звук поставлен, закрепляйте его: называйте картинки, определите место звука в слове (начало, середина, конец слова), составьте с данными словами предложения, выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради, обязательно следите за поставленными звуками в повседневной речи.
Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда
Желаю успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!