Новости
О несовершеннолетних в ночное время
В Казахстане, чтобы защитить детей от опасных ситуаций, в которые они могут попасть, находясь в ночное время на улице и в общественных местах, был введен «комендантский час».
На кого он распространяется?
С 01.01.15 года в Казахстане действует «комендантский час» для детей. Это значит, что всем, кому ещё нет восемнадцати лет, запрещается быть вне дома без законных представителей в ночное время.
Уточняется запрет на нахождение:
в развлекательных заведениях – 22:00 – 6:00;
вне жилища – 23:00 – 6:00
Под жилищем подразумевается место жительства законных представителей (ст.16 Гражданский кодекс РК)
Где нельзя быть в ночное время?
Без родителей в ночное время детям необходимо быть дома. Однако следует уточнить, где не стоит находиться после 22:00.
Развлекательными заведениями считаются игорные заведения, ночные клубы, кафе-бары, рестораны, интернет-кафе, компьютерные, бильярдные, боулинг-клубы и кинотеатры, объекты театрально-зрелищного назначения и иные здания, помещения, сооружения, в которых оказываются услуги развлекательно-досугового, театрально-зрелищного, спортивного, культурно-досугового назначения (ст.442 Кодекс РК «Об административных правонарушениях»)
Кто должен сопровождать ребёнка?
Сотрудники полиции работают, чтобы предупредить многие преступления, именно поэтому они могут попросить у вас документы.
Согласно кодексу об административных правонарушениях, ребенок должен находиться с законным представителем, т.е. с родителем, усыновителем (удочерителем), опекуном, приемным родителем, патронатным воспитателем или другим заменяющим их лицом.
А что, если в позднее время из-за занятости родителей ребенка забирает со школы или тренировки кто-нибудь из родственников? В этом случае необходимо пойти к нотариусу и оформить доверенность с необходимой формулировкой на лицо, которое будет с ребенком после 22:00.
О штрафах
При задержании по факту нарушения комендантского часа несовершеннолетнего доставляют в отделение полиции, где устанавливается личность и уведомляются родители ребенка. При этом, если он был задержан в развлекательном заведении, то будет наложен штраф в размере 3 МРП. Если задержание произошло на улице, то на первый раз всего лишь будет вынесено предупреждение. Однако повторная встреча со стражами порядка повлечет за собой штраф в размере 7 МРП.
Статья 24 Конституции Республики Казахстан определяет право граждан на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии и ограничивает возможности привлечения к принудительному труду только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения.
Основными правовыми нормативными актами, определяющими законодательную основу для реализации в стране ратифицированных международных конвенций по детскому труду являются, прежде всего, Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года, и Закон от 2 августа 2002 года № 345 «О правах ребенка в Республике Казахстан», а также Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовный Кодекс (УК), устанавливающие соответственного административную и уголовную ответственность за нарушения установленных требований в отношении детского труда.
Трудовой кодекс регулирует трудовые отношения и иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми, определяет законодательную основу для защиты прав и интересов детей как сторон трудовых отношений, устанавливает минимальные гарантии прав и свобод в сфере труда, а также запреты и ограничения в отношении детского труда. В первую очередь необходимо отметить, что Кодексом определен в качестве одного из принципов трудового законодательства – принцип запрещения дискриминации, принудительного труда и наихудших форм детского труда. С другой стороны, ст. 25 Трудового кодекса запрещает нарушение равенства и возможностей при заключении трудового договора, в том числе по критерию несовершеннолетия, за исключением случаев, предусмотренных данным законом.
Минимальный возраст для приема на работу в общем случае определен в Трудовом кодексе – 16 лет. Однако с письменного согласия одного из родителей, 14,3опекуна, попечителя или усыновителя трудовой договор может быть заключен с гражданами, достигшими 15 лет в случаях получения ими среднего образования в общеобразовательном учебном заведении. При этом установлены исключения для учащихся, достигших 14-летнего возраста, для выполнения работ в свободное от учебы время, и лиц, не достигших 14-летнего возраста, занятых в творческой сфере (в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию). В обоих случаях трудовой договор подписывается одним из родителей, опекуном, попечителем или усыновителем, а выполняемые несовершеннолетним работы не должны причинять вреда их здоровью и нарушать процесс их обучения.
Наряду с этим в Трудовом кодексе включен ряд положений, направленных на охрану труда несовершеннолетних, прежде всего это касается специальной главы 16 по особенностям регулирования труда работников не достигших 18- летнего возраста.В ней предусмотрены запреты в отношении привлечения труда лиц моложе 18 лет на следующие виды работ:
тяжелые работы, работы с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством труда и социальной защиты населения;
работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных развлекательных заведениях, производство, перевозка и торговля алкогольной продукцией, табачными изделиями, наркотическими средствами, психотропными веществами);
- в ночное время ( с 22.00 до 6.00 часов);
- сверхурочная работа;
- работа при суммированном учете рабочего времени;
- работа вахтовым методом.
В отношении первого из вышеуказанного запретов необходимо отметить, что действующий в настоящее время список таких производств, профессий и работ утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты населения от 15 февраля 2005 года №45-п. В данный перечень включены 33 вида производств, 78 видов профессий и работ.
Наряду с вышеуказанными требованиями установлен запрет на переноску и передвижение работниками моложе 18 лет тяжестей, превышающих установленные для предельные нормы.
Дополнительно к вышеуказанному, трудовое законодательство РК устанавливает обязанность для работодателей заключать трудовые договоры с несовершеннолетними только после обязательного предварительного медицинского осмотра. В отношении лиц в возрасте от 14 до 18 лет применяются также требования по сокращенному рабочему времени:
- для работников в возрасте от 16 до 18 лет – не более 36 часов в неделю;
- для работников в возрасте от 14 до 16 лет – не более 24 часов в неделю;
- для учащихся организаций образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от 14 до 16 лет – 2,5 часа в день, в возрасте от 16 до 18 лет – 3,5 часа в день.
В отношении оплаты труда, в первую очередь, необходимо остановиться на положениях ст. 182 Трудового кодекса по работникам, не достигшим 18 лет. Оплата их труда производится с учетом сокращенной продолжительности работы, а нормы выработки для них устанавливаются исходя из общих норм выработки для работников пропорционально сокращенной продолжительности рабочего времени. Для работников, не достигших 18- летнего возраста, поступающих на работу после окончания общеобразовательных организаций и образовательных организаций начального профессионального образования, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, могут утверждаться пониженные нормы выработки. При этом работодатель может производить работникам, не достигшим 18-летнего возраста, доплаты до уровня оплаты труда работников с оплатой до уровня оплаты труда работников с полной продолжительностью ежедневной работы. Кроме того, в соответствии с трудовым законодательством работодатель устанавливает размер заработной платы для своих работников самостоятельно, но не ниже размера минимальной заработной платы.
Закон о правах ребенка определяет право каждого ребенка на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. В отношении права ребенка на труд, предусматривается, что оно реализуется в свободное от учебы время при соблюдении условий отсутствия вреда его физическому, нравственному и психическому состоянию ребенка и процессу его обучения. Закон о права ребенка , также и Трудовой кодекс, запрещает привлечение детского труда на тяжелые физические работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда. Наряду с этим установлены запреты на вовлечение детей в занятие проституцией, распространение, рекламирование порнографических материалов и предметов, участие в военных действиях и вооруженных конфликтах, изготовление, продажу наркотических средств, психотропных, сильнодействующих или ядовитых веществ, а также в производство и реализацию алкогольной продукции и табачных изделий.
Компетенция уполномоченного государственного органа по защите прав детей — Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки определена в Положении, утвержденном постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 января 2006 года № 36. Вместе с тем основные требования в отношении защиты прав детей в трудовой сфере, на выполнение которых направлена работа Комитета, определена в рассмотренных выше законах.
В настоящее время в рамках казахстанского законодательства предусмотрена уголовная ответственность за следующие виды деяний, связываемые с наихудшими формами детского труда:
* вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность (ст. 131 КУ);
- вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией, бродяжничеством, попрошайничеством (ст. 132УК), за торговлю несовершеннолетними (ст. 133 КУ);
- злоупотребление правами опекуна или попечителя (ст. 139 УК);
- нарушение законодательства о труде, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан, в том числе несовершеннолетних (ст. 148 УК);
- нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого ил средней тяжести вреда здоровью, либо смерть человека (ст. 152 УК)
В свою очередь в Кодексе об административных правонарушениях установлена ответственность за:
- нарушение законодательства о труде, включая требования о минимальном возрасте при приеме на работу несовершеннолетних (ст. 87 КоАП РК);
- нарушение правил обеспечения безопасности и охраны труда, включая требования в отношении привлечения лиц моложе 18 лет на тяжелых физических работах и работах с вредными (особо вредными), опасными ( особо опасными) условиями труда ( ст. 89 КоАП РК);
- за вовлечение в совершении административного правонарушения, включая связанные с наихудшими формами детского труда ( ст. 111-1 КоАП РК);
- вовлечение несовершеннолетних в изготовление продукции эротического содержания (ст. 115 КоАП РК).
Поведение на воде
Наступил долгожданный купальный сезон. Сотни жителей устремляются в выходные дни поближе к воде. Свежий воздух, солнце, купание не только доставляют удовольствие, но и служат хорошим средством закаливания организма. Вместе с этим вода регулярно уносит жизни. Помните: купание в нетрезвом виде может привести к трагическому исходу!
— При купании недопустимо:
1. Плавать в незнакомом месте, под мостами и у плотин.
2. Нырять с высоты, не зная глубины и рельефа дна.
3. Заплывать за буйки и ограждения.
4. Приближаться к судам, плотам и иным плавсредствам.
5. Прыгать в воду с лодок, катеров, причалов.
6. Хватать друг друга за руки и ноги во время игр на воде.
Не умеющим плавать купаться только в специально оборудованных местах глубиной не более 1-2 метра!
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ купание на водных объектах, оборудованных предупреждающими аншлагами «КУПАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО!»
Помните! Только неукоснительное соблюдение мер безопасного поведения на воде может предупредить беду.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Безопасность жизни детей на водоемах во многих случаях зависит ТОЛЬКО ОТ ВАС!
В связи с наступлением жаркой погоды, в целях недопущения гибели детей на водоемах в летний период обращаемся к Вам с убедительной просьбой: провести разъяснительную работу о правилах поведения на природных и искусственных водоемах и о последствиях их нарушения. Этим Вы предупредите несчастные случаи с Вашими детьми на воде, от этого зависит жизнь Ваших детей сегодня и завтра.
Категорически запрещено купание:
• детей без надзора взрослых;
• в незнакомых местах;
• на надувных матрацах, камерах и других плавательных средствах (без надзора взрослых);
Необходимо соблюдать следующие правила:
Прежде чем войти в воду, сделайте разминку, выполнив несколько легких упражнений.
Постепенно входите в воду, убедившись в том, что температура воды комфортна для тела (не ниже установленной нормы).
Не нырять при недостаточной глубине водоема, при необследованном дне (особенно головой вниз!), при нахождении вблизи других пловцов.
Продолжительность купания — не более 30 минут, при невысокой температуре воды — не более 5-6 минут.
При купании в естественном водоеме не заплывать за установленные знаки ограждения, не подплывать близко к моторным лодкам и прочим плавательным средствам.
Во избежание перегревания отдыхайте на пляже в головном уборе.
Не допускать ситуаций неоправданного риска, шалости на воде.
ПАМЯТКА
Если тонет человек:
Сразу громко зовите на помощь: «Человек тонет!»
Попросите вызвать спасателей и «скорую помощь».
Бросьте тонущему спасательный круг, длинную веревку с узлом на конце.
Если хорошо плаваете, снимите одежду и обувь и вплавь доберитесь до тонущего. Заговорите с ним. Если услышите адекватный ответ, смело подставляйте ему плечо в качестве опоры и помогите доплыть до берега. Если же утопающий находится в панике, схватил вас и тащит за собой в воду, применяйте силу. Если освободиться от захвата вам не удается, сделайте глубокий вдох и нырните под воду, увлекая за собой спасаемого. Он обязательно отпустит вас. Если утопающий находится без сознания, можно транспортировать его до берега, держа за волосы.
Если тонешь сам:
Не паникуйте.
Снимите с себя лишнюю одежду, обувь, кричи, зови на помощь.
Перевернитесь на спину, широко раскиньте руки, расслабьтесь, сделайте несколько глубоких вдохов.
Прежде, чем пойти купаться, не забудьте взять с собой английскую булавку. Она поможет вам, если в воде начнутся судороги. Если же у вас свело ногу, а булавки при себе нет, ущипните несколько раз икроножную мышцу. Если это не помогает, крепко возьмитесь за большой палец ноги и резко выпрямите его. Плывите к берегу.
Вы захлебнулись водой:
не паникуйте, постарайтесь развернуться спиной к волне; прижмите согнутые в локтях руки к нижней части груди и сделайте несколько резких выдохов, помогая себе руками; затем очистите от воды нос и сделайте несколько глотательных движений;
восстановив дыхание, ложитесь на живот и двигайтесь к берегу;
при необходимости позовите людей на помощь.
ПАМЯТКА
Правила оказания помощи при утоплении:
1. Перевернуть пострадавшего лицом вниз, опустить голову ниже таза.
2. Очистить ротовую полость.
3. Резко надавить на корень языка.
4. При появлении рвотного и кашлевого рефлексов — добиться полного удаления воды из дыхательных путей и желудка.
5. Если нет рвотных движений и пульса — положить на спину и приступить к реанимации (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца). При появлении признаков жизни — перевернуть лицом вниз, удалить воду из легких и желудка.
6. Вызвать «Скорую помощь».
Если человек уже погрузился в воду, не оставляйте попыток найти его на глубине, а затем вернуть к жизни. Это можно сделать, если утонувший находился в воде не более 6 минут.
НЕЛЬЗЯ ОСТАВЛЯТЬ ПОСТРАДАВШЕГО БЕЗ ВНИМАНИЯ (в любой момент может произойти остановка сердца)
САМОСТОЯТЕЛЬНО ПЕРЕВОЗИТЬ ПОСТРАДАВШЕГО, ЕСЛИ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫЗВАТЬ СПАСАТЕЛЬНУЮ СЛУЖБУ.
Помните! Только неукоснительное соблюдение мер безопасного поведения на воде может предупредить беду.
ПАМЯТКА
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ
Водоемы являются опасными в любое время года. Летом они опасны при купании и пользовании плавучими средствами. Опасность чаще всего представляют сильное течение (в том числе подводное), глубокие омуты и подводные холодные ключи. Летом на водоемах следует соблюдать определенные правила безопасного поведения.
Во-первых, следует избегать купания в незнакомых местах, специально не оборудованных для этой цели.
Во-вторых, при купании запрещается:
заплывать за границы зоны купания;
подплывать к движущимся судам, лодкам, катерам, катамаранам, гидроциклам;
нырять и долго находиться под водой;
прыгать в воду в незнакомых местах, с причалов и др. сооружений, не приспособленных для этих целей;
долго находиться в холодной воде;
купаться на голодный желудок;
проводить в воде игры, связанные с нырянием и захватом друг друга;
плавать на досках, лежаках, бревнах, надувных матрасах и камерах (за пределы нормы заплыва);
подавать крики ложной тревоги;
приводить с собой собак и др. животных.
Необходимо уметь не только плавать, но и отдыхать на воде. Наиболее известные способы отдыха: лечь на воду спиной, расправив руки и ноги, расслабиться и помогая себе удержаться в таком положении, сделать вдох, а затем после паузы медленный выдох.
Если во время купания свело ногу, надо позвать на помощь, затем погрузиться с головой в воду, сильно потянуть ногу на себя за большой палец, а затем распрямить ее. Если не имеешь навыка в плавание, не следует заплывать за границы зоны купания, это опасно для жизни.
1
Кто может стать жертвой педофила?
Несовершеннолетний становится жертвой педофила просто потому, что он ребенок. Именно поэтому дошкольники и младшие школьники привлекают преступника. Педофил также проявит себя в отношении подростков, так как во «взрослой» внешности он видит детское тело, украшенное атрибутами взрослости.
2
Как защитить ребенка от нападения?
Чаще напоминайте вашему ребенку, что ему нельзя общаться с незнакомцами на улице и заходить с ними в подъезд, в лифт. Пусть ребенок остановится, пропустит, сообщит об этом родителям. Лучше не ходить одному по улице. С раннего детства рассказывайте детям о правилах поведения в обществе. Учите держать правильную дистанцию при общении со взрослыми. Расскажите, что он не должен слушать ВСЕХ взрослых, научите его звать на помощь и говорить «НЕТ». Ребенок должен знать допустимые границы прикосновений к нему знакомых и незнакомых людей, особенно в ситуации телесного контакта. Нужно говорить об этом с самого раннего возраста на понятном языке, например, используя рисунок, игру.
Сделайте так, чтобы ребенок не только рассказывал вам, о том, что с ним происходило в течение дня, но и хотел рассказать об этом. Объясните ребенку три простых правила:
Если взрослый трогает тебя, делает то, что тебе неприятно, предлагает тебе что-то тайное, то тогда ты:
- Говоришь ему «НЕТ».
- Сразу уходишь.
- Немедленно рассказываешь об этом родителям, учителям, другим взрослым/громко зовешь на помощь.
3
Почему человек может стать педофилом?
Педофилу трудно реализовать свои сексуальные потребности со взрослым партнером, поэтому он использует детей. На формирование личности педофила влияет комплекс факторов: социальные условия, моральные установки в семье, травматические переживания, наличие органических нарушений. Но ни один из факторов по отдельности не будет определяющим в личности педофила. Только комплекс событий, факторов и перенесенных травм.
4.
Социальные сети опасны для ребенка?
Да, могут быть опасны. Через социальные сети взрослые знакомятся с детьми и уговаривают их на секс. Физические контакты в случае «виртуального насилия» могут отсутствовать, но общение с преступником не менее губительно для психики ребенка. Родителям важно быть в курсе контактов своих детей в Сети. Важно знать содержание общения. Объясните детям, что так же, как и в реальной жизни, в Сеть нельзя выкладывать личную информацию, к которой относятся: адрес, номер телефона, место работы или учебы. Обсудите вместе, какие фотографии допустимо выкладывать в социальные сети. Особенно стоит насторожиться, если есть хоть какой-то намек на сексуальный интерес со стороны неизвестного человека. Персональные странички потенциальных насильников могут не отображать реальную информацию об их возрасте.
5
Как объяснять ребенку, кто такой педофил?
Малолетний ребенок не поймет, кто такой педофил. Не стоит в подробностях ребенку объяснять это. Все действия ребенка легко поддаются управлению через так называемые «хорошие страхи». Ребенок через свой опыт понимает, что огонь может обжечь, сделать БОЛЬНО, и вы просите ребенка пальцы в розетку не совать, поселяя в нем ужас перед болью от разряда электричества.Также поступите и в этом случае. Вы можете ПОЯСНИТЬ, что есть некие злые люди, которые крадут детей. Ребенок обязательно спросит у вас: зачем? Просто скажите: это ПЛОХО, БОЛЬНО И СТРАШНО. Это не травмирует психику, но при этом максимально впитывается на весь период взросления. Объясните ребенку всего одно положение — нормальному взрослому человеку от ребенка НИ-ЧЕ-ГО не нужно. Если «незнакомый дядя» предлагает проследовать за ним ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ КУДА и ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ЗАЧЕМ, то этот дядя — ПОХИТИТЕЛЬ детей, то, что он делает — ПЛОХО. Разберите с ребенком разные ситуации с «незнакомым дядей»:
— Эй, девочка, там котята без мамы в коробке сидят. Пошли со мной я покажу где. Они такие милые. Может, себе одного возьмешь
— Привет, дети. У меня в квартире живет настоящий ежик. Вот его фото. Пойдемте со мной я дам вам его на руках подержать.- Любишь мороженое, мальчик? У меня полный холодильник остался после того, как у меня гостили племяшки. Они все мороженое не съели, а с собой его взять не смогли, потому что оно в сумках растает. Ну, не выбрасывать же его. Хочешь, мальчик, я его тебе все отдам?
— Эй, девочка (мальчик), — говорит незнакомец из авто. — А как проехать на Лебедянскую улицу? Я тут уже второй час катаюсь, и мне все пальцем тычут, что она — там. Я еду туда, а там люди в другую сторону показывают. Как сговорились все. Девочка, садись в машину и покажи мне улицу. Я тебе 500 р за это заплачу. А потом обратно сюда же привезу. Садись, не бойся.
Ну, и самая, пожалуй, малоизвестная уловка педофилов (малоизвестная потому, что очень эффективная):
— Эй, девочка, тебя как зовут? — обращается к ребенку незнакомец из авто.
— Меня? Катя. А что?
— Ну, наконец-то я тебя нашел! Несколько часов по району мотаюсь. Меня попросили соседи твоих родителей тебя срочно найти и в больницу отвезти. Твоей маме плохо стало. Садись скорее в машину, я тебя в больницу отвезу.
— А папа уже там, в больнице? — ребенок может невольно задать самые разные уточняющие вопросы, не от недоверия, а машинально.
— Катя, я не знаю. Я даже твоих родителей не знаю. Я друг ваших соседей с пятого этажа. Ну, дяди Олега и тети Наташи. Ну, ты должна их знать. Они позвонили мне и еще многим людям на машинах. Мы тут тебя всем районом ищем. Нет времени. Садись в машину. По дороге все объясню.
Педофил может придумать множество приемов, но, так или иначе, в основе всегда будут «котята», «ежики», «мороженое», «быстрые деньги» или «я знакомый ваших родителей»». Разберите эти ситуации, поясните, что это «плохой» дядя.
Эффективность приемов, к которым прибегают преступники, базируются на интересах и потребностях ребенка или на фундаментальных свойствах человеческой психологии: в стрессовой ситуации человек неадекватно оценивает ситуацию и не склонен к логическим суждениям. Поэтому ребенок в такой ситуации должен действовать автоматически, по алгоритму. Он должен просто заучить, что никто не может звать, увозить, уводить без разрешения родителей, если его об этом не предупреждали. Иначе будет ПЛОХО, БОЛЬНО, СТРАШНО — и все!
Только так вы МИНИМИЗИРУЕТЕ риски похищения, изнасилования или убийства.
6.
Кроме «незнакомцев», кто может действовать преступно в отношении ребенка?
Зачастую преступниками оказываются мужчины из близкого круга: соседи, родственники и другие, с кем часто общается ребенок. Как предотвратить насилие с их стороны? Объясните ребенку, что никто не может трогать или говорить ему то, что он считает (даже, если ему так кажется) нехорошим, неприятным или стыдным. Объясните, что если кто-то из взрослых говорит ребенку:
«Это наша с тобой тайна! Никому об этом не рассказывай!»,
«Не говори об этом маме, она расстроится!»,
«Не говори об этом никому, а то все будут знать, что ты плохая девочка/плохой мальчик!»,
«Ты же знаешь, что я ничего тебе плохого не сделаю, ведь ты мне доверяешь!»,
«Если ты расскажешь, то мама тебе не поверит!»,
«Мама тебе не поверит, а я скажу, что ты сам/сама это хотела сделать!», –
пусть обязательно сообщит вам об этом. Наблюдайте за поведением ребенка. Если оно изменилось, и он стал бояться оставаться с кем-то наедине, сторониться каких-то мест, занятий, людей и др., поговорите с ним об этом.
Напомните о трех правилах: если взрослый трогает тебя, делает то, что тебе неприятно, предлагает тебе что-то тайное, то тогда ты:
1. Говоришь ему «НЕТ».
2. Сразу уходишь.
3. Немедленно рассказываешь об этом родителям, учителям, другим взрослым или громко зовешь на помощь.
7
Если случилась беда, как себя вести?
1. Немедленно сообщите о случившемся в полицию.
2. Проконтролируйте, чтобы одежда, которая была на ребенке в момент совершения преступления осталась в нетронутом виде, также поступите и с местом преступления – важно сохранить все следы нападения.
3. Выслушайте, то, что хочет рассказать ребенок. НЕ расспрашивайте, это может вызвать излишние стрессовые реакции, а также затруднить получение непосредственной информации следователем. Получение и наиболее полной информации в ходе первого допроса предотвратит и минимизирует возможность вторичной травматизации ребенка в ходе расследования.
4. Ребенок часто затрудняется рассказывать о случившемся. Не исправляйте, не комментируйте, не корректируйте его рассказ. Доверяйте тому, что рассказал ребенок.
5. Не выражайте стыд, осуждение, не обвиняйте его. Просто скажите, что вы любите его. Помните, ответственность за произошедшее лежит только на преступнике.
6. Контролируйте свои негативные эмоции (страх, обиду, гнев) — они передаются ребенку, усиливают его тревогу и переживания.
7. Позаботьтесь о ребенке, не обсуждайте случившееся с соседями, родственниками и другими посторонними.
8. Будьте готовы, к тому, что у ребенка появятся эмоциональные и поведенческие проблемы во взаимоотношениях, в учебе и др. Обратитесь к специалисту. Но не относитесь к ребенку как к тяжелобольному, если нет объективных к этому показаний). Помогите ему вернуться к ежедневным делам, включайте в совместную жизнь, дайте возможность ухаживать за кем-то или чем-то, слушайте его и чаще разговаривайте о его жизни.
9. Когда с ребенком случается беда, страдают все члены семьи. Обратитесь за помощью к профессионалам для него и для себя.
Предлагаем вам видеоролики по данной теме (ссылки: https://1tv.kz/spastis—ot—pedofila—pervyiy—kanal—evraziya—sovmestno—s—mvd—rk—provodyat—master—klassyi—shkolnikam «Спастись от педофила»; https://youtu.be/25m7KOLtlvc «Как убежать от похитителя или педофила»; https://youtu.be/5IUINkYwm20 «Казахстанским родителям предлагают придумать пароль и кодовое слово»; https://youtu.be/sk9Q4Ms7jzo «Уловки педофилов и похитителей показали школьникам»).
Уважаемые родители!
Летом, с началом каникул, наших детей подстерегает повышенная опасность на дорогах, у водоемов, в лесу, на игровых площадках, в саду, во дворах.
Этому способствует погода, летние поездки и любопытство детей, наличие свободного времени, а главное отсутствие должного контроля со стороны взрослых.
Чтобы дети были отдохнувшими, здоровыми и живыми надо помнить ряд правил и условий при организации их отдыха с родителями, родственниками, друзьями (на даче или в деревне у бабушки):
- формируйте у детей навыки обеспечения личной безопасности;
- проведите с детьми индивидуальные беседы, объяснив важные правила, соблюдение которых поможет сохранить жизнь;
- решите проблему свободного времени детей;
- помните! Поздним вечером и ночью (с 22 до 6 часов местного времени) детям и подросткам законодательно запрещено появляться на улице без сопровождения взрослых;
- постоянно будьте в курсе, где и с кем ваш ребенок, контролируйте место пребывания детей;
- не разрешайте разговаривать с незнакомыми людьми. Объясните ребенку, что он имеет полное право сказать «нет» всегда и кому угодно, если этот «кто-то» пытается причинить ему вред;
- объясните детям, что ни при каких обстоятельствах нельзя садиться в машину с незнакомыми людьми;
- убедите ребенка, что вне зависимости от того, что произошло, вы должны знать о происшествии, ни в коем случае не сердитесь, всегда примите его сторону. Объясните, что некоторые факты никогда нельзя держать в тайне, даже если они обещали хранить их в секрете;
- плавание и игры на воде кроме удовольствия несут угрозу жизни и здоровью детей. Когда ребенок в воде, не спускайте с него глаз, не отвлекайтесь — подчас минута может обернуться трагедией;
- обязательно объясните детям, что они не должны купаться в одиночку, а также нырять в незнакомом месте;
- взрослый, который присматривает за купающимися детьми, должен сам уметь плавать, оказывать первую помощь, владеть приемами проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца;
- чтобы не стать жертвой или виновником дорожно-транспортного происшествия, обучите детей правилам дорожного движения, научите их быть предельно внимательными на дороге и в общественномтранспорте;
- проявляйте осторожность и соблюдайте все требования безопасности, находясь с детьми на игровой или спортивной площадке, в походе;
- изучите с детьми правила езды на велосипедах, скутерах, мопедах, мотоциклах.
- помните! Детям, не достигшим 14 лет, запрещено управлять велосипедом на автомагистралях и приравненных к ним дорогам, а детям, не достигшим 16 лет, скутером (мопедом).
Будьте предельно осторожны с огнем. Обратите внимание детей на наиболее распространенные случаи пожаров из-за неосторожного обращения с огнем:
- детская шалость с огнем;
- непотушенные угли, шлак, зола, костры;
- незатушенные окурки, спички;
- сжигание мусора владельцами дач и садовых участков на опушках леса;
- поджог травы, короткое замыкание, эксплуатация электротехнических устройств, бытовых приборов, печей.
Помните, что от природы дети беспечны и доверчивы. Внимание у детей бывает рассеянным. Поэтому, чем чаще вы напоминаете ребенку несложные правила поведения, тем больше вероятность, что он их запомнит и будет применять. Вы должны регулярно их напоминать.
Сохранение жизни и здоровья детей — главная обязанность взрослых.
Пожалуйста, сделайте все, чтобы каникулы Ваших детей прошли благополучно, отдых не был омрачен.
В рамках Единого часа Добропорядочности, а также в целях формирования антикорупционной культуры у школьников, 17 января в школе – гимназии № 5 «А» классные руководители провели классный час о честности и порядочности.
Уже по традиции, учащиеся 3-х классов приняли участие в Акции честности в рамках буфетного питания.
Касицкая Н.С., заместитель директора по ВР
В целях формирования антикоррупционной культуры учащихся младшего школьного возраста, в ШГ 5А 29.03.2021г. посредством мобильного приложения Whats App и интернет – площадок школы –гимназии проведено онлайн — занятие «Урок добропорядочности» на тему «Принципы добропорядочности в наследии Казыбека би», в основу онлайн — беседы легли принципы справедливости, рассудительности и мудрые слова степного гения, выдающегося политического деятеля Казахского ханства Казыбек би.
Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, классные руководители и родители разъяснили детям вопрос морали, как наивысшей человеческой ценности. Находчивость, красноречие, правдолюбие – это три качества Казыбека би, которые были затронуты в беседе.
Слова: «Не будь мстительным – страна пострадает. Не будь амбициозным, ты прекратишь свой рост», «Гнев – враг, ум – друг, прибавь мудрости своему уму» – обсуждались учениками принимая во внимание то, что каждое принятое решение имеет влияние на дальнейшую судьбу не только одного человека и целой страны.
Тем самым взрослые призывают детей быть честными, добрыми, стремятся воспитывать в молодом поколении любовь к Родине, уважение к родной земле и родному языку, почитанию старших и умению ценить каждый миг мирного времени.
Заместитель директора по ВР Калимова А.К.

ҚАЗЫБЕК БИ МҰРАСЫНДАҒЫ ПАРАСАТТЫЛЫҚ ҚАҒИДАТТАРЫ
Әділдік, парасаттылық қағидаттары және дала данышпаны, Қазақ хандығының көрнекті саяси қайраткері Қазыбек бидің дана сөздері Сыбайлас жемқорлыққа қарсы іс-қимыл агенттігінің кезекті «Адалдық сағатына» арқау болды.
Қаз дауысты Қазыбек би – қазақ халқының XVII – XVIII ғасырлардағы ұлы үш биінің бірі, көрнекті қоғам және мемлекет қайраткері, Қазақстан тарихында өзіндік орны бар тұлға.
Қазыбек бидің өмірі жанкешті істер мен батыл шешімдерге толы болды.
Ол реформатор, шешен, дипломат-бітімгер.
Парақорлық пен әділетсіздікті – қазақтың түбіне жететін ауыр дерт. Оны тек таза ниет пен адал істермен жеңуге болады, деді ол.
Қазыбек би үшін адамгершілік, ең жоғарғы адами құндылық ретінде бірінші орында тұрды. Мысалы «Өркенім өссін десең, кекшіл болма –кесапаты тиер еліңе. Елім өссін десең, өршіл болма – өскеніңді өшірерсің», «Ашу – дұшпан, ақыл – дос, ақылыңа ақыл қос» деп айтып, әр қабылданар шешім мен істің тек бір адамның ғана емес, тұтастай елдің тағдырына әсер ететінін жеткізген.
Қазыбек би бір оқ атпай, артық қантөгіссіз ең күрделі мәселелерді шеше алған.
Ең мықтыхандар мен қасарысқан жаулар да оның сөзіне құлақ асқан, өйткені Қазыбек би оларды сөзі мен даналығымен таң қалдырған. Оларды жүректеріне жеткізіп айта білген.
Ол сондай-ақ бытыраңқы қазақ руларын біріктіріп, бейбітшілік пен келісімге шақырды. Өзінен кейін халқы өмір сүрген әділ заңдар қалдырды.
Тапқырлық, шешендік, шыншылдық – адалдық сабағында қозғалған Қазыбек бидің үш қасиеті.
ПРИНЦИПЫ ДОБРОПОРЯДОЧНОСТИВ НАСЛЕДИИ КАЗЫБЕК БИ
Принципы справедливости, рассудительности и мудрые слова степного гения, выдающегося политического деятеля Казахского ханства Казыбек би представлены в очередном «Часе добропорядочности» Агентства по противодействию коррупции.
Казыбек би – один из трех великих биев казахского народа XVII-XVIII веков, выдающийся общественный и государственный деятель, ключевая фигура в истории Казахстана.
Жизнь Казыбек би была полна самоотверженных дел и смелых решений.
Он же реформатор, оратор, дипломат-миротворец.
Мзда и несправедливость – серьезная болезнь, которая доходит до каждого казаха. Победить его можно только чистыми помыслами и благородными делами, считал он.
Для Казыбек би вопрос морали, как наивысшая человеческая ценность стоял на первом месте. К примеру, «Не будь мстительным – страна пострадает. Не будь амбициозным, ты прекратишь свой рост», «Гнев – враг, ум – друг, прибавь мудрости своему уму», – сказал он, подчеркнув, что каждое принятое решение имеет влияние на дальнейшую судьбу не только одного человека и целой страны.
Казыбек би без единого выстрела и лишнего кровопролития мог разрешить самые сложные проблемы.
К нему прислушивались самые могущественные ханы и заклятые враги, потому что он поражал их словом и мудростью. Поражал их в самое сердце.
Он также объединил разрозненные казахские роды, призывал к миру и согласию. После себя он оставил справедливые законы, по которым жил его народ.
Находчивость, красноречие, правдолюбие – это три качества Казыбек би, которые были затронуты в уроке добропорядочности.
Уважаемые родители!
В связи с нестабильной погодой, морозами, метелью, снежными заносами, в целях предупреждения несчастных случаев среди населения Вашему вниманию предоставляются памятки о правильном поведении во время метели и сильных морозов.
В школе –гимназии №5А в целях формирования антикоррупционной культуры учащихся младшего школьного возраста, классные руководители провели онлайн «Урок добропорядочности» используя материалы Агентства по противодействию коррупции.
Урок добропорядочности на тему «Просветитель Великой Степи — Ибрай Алтынсарин» включал в себя страницы истории посвященные жизни выдающегося казахского просветителя-педагога, писателя, этнографа, ученого-фольклориста, учителя нации – Ибрая Алтынсарина. Ибрай Алтынсарин стал отцом-основателем образования в истории казахской степи, посвятив всю свою сознательную жизнь обучению казахских детей. Открыв первую народную школу, он призвал жителей отдать своих детей в школы и написал учебник на казахском языке.
Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, классные руководители представили знаменитое стихотворение «Кел, балалар, оқылық» («Давайте, дети, будем учиться») в котором поэт умело использовал традиции казахской устной литературы, сравнивая знания и невежество, добро и зло.
Учитель нации Ибрай Алтынсарин оставил неизгладимый след в нашей истории. Его мечта – образованная молодежь, твердо уверенная в процветающем будущем народа.
Мемлекеттік білім беру ұйымдарының мемлекеттік атаулы әлеуметтік көмек алуға құқығы бар отбасылардан, сондай-ақ мемлекеттік атаулы әлеуметтік көмек алмайтын, жан басына шаққандағы табысы ең төменгі күнкөріс деңгейінің шамасынан төмен отбасылардан шыққан білім алушылары мен тәрбиеленушілеріне және жетім балаларға, ата-анасының қамқорлығынсыз қалып, отбасыларда тұратын балаларға, төтенше жағдайлардың салдарынан шұғыл жәрдемді талап ететін отбасылардан шыққан балаларға және өзге де санаттағы білім алушылар мен тәрбиеленушілерге қаржылай және материалдық көмек көрсетуге бөлінетін қаражатты қалыптастыру, жұмсау бағыты мен оларды есепке алу қағидаларын бекіту туралы Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2008 жылғы 25 қаңтардағы N 64 Қаулысы.
Ескерту. Қаулының тақырыбы жаңа редакцияда — ҚР Үкіметінің 30.12.2020 № 949 (01.01.2021 бастап қолданысқа енгiзiледi) қаулысымен.
№ | Название | Скачать |
---|---|---|
1 | Казакша | ![]() |
Постановление Правительства РК от 25 января 2008г. № 64 с внесенными изменениями и дополнениями.
Об утверждении Правил формирования, направления расходования и учета средств, выделяемых на оказание финансовой и материальной помощи обучающимся и воспитанникам государственных организаций образования из семей, имеющих право на получение государственной адресной социальной помощи, а также из семей, не получающих государственную адресную социальную помощь, в которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, и детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим в семьях, детям из семей, требующих экстренной помощи в результате чрезвычайных ситуаций, и иным категориям обучающихся и воспитанников.
Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 января 2008 года N 64.
Сноска. Заголовок — в редакции постановления Правительства РК от 30.12.2020 №949 (вводится в действие с 01.01.2021).
№ | Название | Скачать |
---|---|---|
1 | Русский | ![]() |
В ШГ 5А состоялся очередной «Час добропорядочности» по противодействию коррупции на тему «Вечное наследие – Мукагали Макатаев».
В основу онлайн урока легли произведения великого поэта, основанные на справедливости и честности, патриотизме и уважении к стране.
9 февраля текущего года исполнилось 90 лет (1931–1976) со дня рождения великого казахского поэта МукагалиМакатаева.
Творчество Макатаева является золотым фондом казахской поэзии. Талант, родившийся в первой половине ХХ столетия, духом и телом впитавший народные истоки, стал самым любимым поэтом своего народа.
Как сказал сам поэт «Поэзия должна начинаться с любви
и заканчиваться добропорядочностью», тем самым он призывал людей быть честными, добрыми, воспитывать в молодом поколении любовь к Родине, уважать родную землю и родной язык, почитать старших и ценить каждый миг мирного времени.
В ходе онлайн-лекции ребята ознакомилась с патриотическими стихами поэта.
Тема Родины и родной природы занимает ключевое место в творчестве поэта. В своих произведениях он говорил, что человек сможет прожить без жены, матери, без детей, родных, но без родины … не сможет жить. Человек без родины подобен зверю без норы, птице без гнезда.
На сегодняшнем «Часе добропорядочности» через стихи и творчества поэта Мукагали донесены размышления о патриотизме и личном достоинстве.
Ведь, нет сомнений, что любой молодой человек, сумевший заложить эти мысли в сознании, пойдет по пути честности и справедливости.
МукагалиМакатаев поднял современную казахскую поэзию на новый художественный уровень. Его творчество свободно от идеологических и политических настроений.
Изучая его произведения, мы учимся любить и защищать Родину, беречь природу, любить людей, ценить матерей и близких.
Ссылка на видео-урок:
Вопрос устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан является одним из приоритетных направлений политики Республики Казахстан.
Если Вы решили взять ребенка в свою семью, Вам необходимо будет сделать несколько последовательных шагов. В их числе – выбор формы семейного устройства.
Многие считают, что принятие ребенка в семью нужно начинать именно с выбора формы его семейного устройства. Сделать этот выбор сразу достаточно трудно. По крайней мере, без знания того, какие формы семейного устройства возможны в нашей стране.
Наиболее распространенными являются четыре основных формы устройства детей.
Первая – усыновление, вторая – опека (попечительство), третья– патронат и приемная семья. Все они отличаются друг от друга и у каждой есть свои достоинства и ограничения, поэтому важно подобрать для конкретного случая,конкретного ребенка и конкретных приемных родителей подходящий вариант.
При усыновлении ребенок приобретает все права родного ребенка, в том числе наследственные. Усыновление происходит только в судебном порядке (усыновление– единственная форма семейного устройства, которая устанавливается в суде.
В случае передачи ребенка под опеку (попечительство), опекун становится законным представителем ребенка. При этом опекун (попечитель) получает ежемесячное пособие на содержание подопечного ребенка. Как правило, опекунами становятся родственники: бабушка, дедушка, братья, сестры, тетя, дядя.
Патронат это разновидность опеки, при которой патронатный воспитатель, при заключении договора, получает помимо денежных средств на содержание ребенка, дополнительно заработную плату воспитателя.
Приемная семья — это семья, взявшая на воспитание не менее 4- детей. При заключении договора приемные родители так же получают заработную плату.
Чтобы зарегистрироваться кандидатом той или иной формы устройства детей,Вам необходимо пройти школу приемных родителей.
Школу приемных родителей проходят все граждане, желающие взять детей в семью, кроме близких родственников (бабушки, дедушки, братья, сестры).
Контактные номера телефонов Школы приемных родителей:
Рудненский детский дом – 8 707 670 61 89
Дом мамы (Анаұйі) – 8 777 310 98 84
Рудненская коррекционная школа 8 747 909 24 75
Детская деревня семейного типа «Жануя» — 56 94 60; 39-25 85
Общественное объединение «Синерджи» — 8 705 915 11 57
Если Вас заинтересовала данная информация, за более подробной информацией Вы можете обратиться в ГУ «Отдел образования города Костаная» г.Костанай, ул.Байтурсынова, д.67, каб.115 8 (7142) 54 52 28
В современном мире потребность в эффективном механизме обеспечения личной безопасности человека постоянно увеличивается. Причиной служит непрерывный рост качественных и количественных показателей угроз личной безопасности. Предмет особой тревоги не только педагогов, представителей органов власти, но и родителей составляет проблема личной безопасности детей как наиболее уязвимых в силу своих возрастных особенностей субъектов правоотношений. Массовые и грубые нарушения прав детей, касающиеся как преступного поведения в отношении ребенка, так и участия самих несовершеннолетних в противоправной деятельности: вовлечение детского населения в преступную и асоциальную деятельность, сексуальная эксплуатация, торговля детьми, рабство, вербовка террористическими структурами несовершеннолетних лиц – названные и многие другие факты свидетельствуют о необходимости рассмотрения права на личную безопасность несовершеннолетнего, как основы его конституционно-правового статуса.
Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года № 345-II
О правах ребенка в Республике Казахстан
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.07.2020 г.) закрепляет права ребенка и позволяет признать субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека с момента рождения. Констатируя факт принадлежности конституционно закрепленных прав человека и гражданина ребенку. Конституционно-правовой статус несовершеннолетнего лица является производным от конституционно-правового статуса личности. Однако конституционно-правовой статус ребенка имеет свои особенности. В отличие от конституционного статуса личности конституционно-правовой статус несовершеннолетнего лица сконструирован таким образом, что ребенку предоставляется помимо общепризнанных прав и свобод человека, еще и специфические права, характерные для данной группы лиц.
Так, согласно положениям Семейного кодекса РК, ребенок обладает такими правами, как:
— право жить и воспитываться в семье;
— право на общение с родителями и другими родственниками;
— ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на защиту от злоупотребления со стороны родителей (лиц их заменяющих);
— право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также право на имя, отчество и фамилию.
В свою очередь, у родителей (лиц их заменяющих) возникают встречные правам ребенка обязанности в отношении своих детей:
— родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей;
— защита прав и интересов детей возлагается на их родителей;
— обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Конституционно-правовой статус ребенка как специальный конституционно-правовой статус личности характеризуется следующими чертами:
1. Категория срочная, ее действие заканчивается по достижению субъектом 18 лет;
2. Субъект отличается психофизиологической незрелостью;
3. Характеризуется наличием гарантированных прав, свобод и обязанностей (помимо общих прав и свобод имеется специальная группа прав гарантированных сугубо для данного субъекта);
4. Отражает устойчивую связь ребенка с его законными представителями и государством;
5. Отличается неспособностью ребенка в полной мере самостоятельно обеспечить защиту своих нарушенных прав;
6. Для полной реализации прав и защиты интересов необходимы другие субъекты (родители, лица их заменяющие, специализированные органы и т.д.);
7. Для конституционно-правового статуса ребенка характерно повышенное обеспечение его личной безопасности, а именно гарантирование государственной защиты и поддержки, создание дополнительных механизмов и институтов охраны и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка.
Тем самым, «личная безопасность» признается личным, естественным правом, утверждается ее значение в качестве самостоятельной конституционной ценности, когда личная безопасность увязывается с правами на жизнь, здоровье, физическую и психическую неприкосновенность.
Основным элементом, образующим содержание права на личную безопасность, является право на жизнь, закрепленное, в частности, в ст. 3 Декларации прав человека, ст. 6 Пакта о гражданских и политических правах, ч. 1 ст. 6 Конвенции о правах ребенка 1989 г., ст.15 Конституции РК.
Право на здоровье, в том числе охрану здоровья ребенка с точки зрения его личной безопасности, регламентируется как в международных актах (ч. 2 ст. 6 Конвенция о правах ребенка 1989 г.), так и во внутригосударственном отечественном нормативно-правовом массиве. Ч. 1 ст. 31 Конвенции о правах ребенка устанавливает право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
Еще одним существенным элементом, образующим право на личную безопасность, является право на свободу и неприкосновенность личности. Право на свободу – это одно из основополагающих прав человека, поскольку состоит из комплекса конкретных правомочий, реализуемых в сфере личной жизни. Право на свободу предполагает и свободное ничем не стесненное развитие личности, творческое проявление заложенного природой потенциала, направленного в созидательное русло, что играет немаловажную роль для растущего и развивающегося как личность ребенка. Личная безопасность включает в себя и психическую неприкосновенность ребенка. Стоит отметить, что два компонента – психический и физический – тесно взаимосвязаны. Причинение психического насилия часто плачевным образом сказывается на здоровье и общем самочувствии ребенка. В свою очередь, причинение физического вреда ребенку способно вызвать устойчивую глубокую психологическую травму. Психологическая неприкосновенность предполагает недопустимость воздействия на ребенка посредством вербальных и невербальных способов принуждения, применения суггестивных методов, использования препаратов, воздействующих на нейромозговую активность ребенка, сопряженных с потерей контроля действия, угроз, запугивания и иных средств и методов, наносящих психологическую травму. Таким образом, право на личную безопасность ребенка закреплено реализацией и охраной основных конституционных прав и свобод, а именно: права на жизнь, права на здоровье, права на свободу и личную неприкосновенность. Право на личную безопасность ребенка обусловлено реализацией и защитой всех основных прав и свобод человека и гражданина как элементов более широкой конституционно-правовой категории – конституционно-правового статуса несовершеннолетних.
Личная безопасность ребенка предстает естественно-правовой, нормативно-закрепленной идеей, определяющей конституционную сущность, социальное назначение, системность, развитие законодательства, направляющей правовое регулирование, гарантирующей конституционно-правовой статус несовершеннолетних. Право на личную безопасность несовершеннолетнего получает свое воплощение через закрепление основных конституционных прав и свобод, а именно: права на жизнь, права на здоровье, право на свободу и личную неприкосновенность.