Новости
Жаңа оқу жылының басталуымен «5 «А» мектеп-гимназиясының «Жас сарбаз» 4 «Б» сыныбында әскери-патриоттық тәрбие бойынша сабақтар қайта басталды.Санэпидемиялық жағдайды ескере отырып,сабақтар барлық қажетті талаптарды сақтай отырып өткізілді.
Топтарда 15 оқушы.Сабақтар апта сайын,мектеп ауысуында өткізілді.Тәрбиенушілер саптық дайындықтың бастапқы дағдыларын үйренеді.
Әскери өмірдің білімі, балаларға өте ұнайды,бұл тәртіпті,еркектікке үйретеді-төртінші сынып оқушылары болашақта нағыз Отан қорғаушылар болуды армандайтындарын сенімді түрде айтады.
Мектеп әкімшілігі жас ұрпақты әскери-патриоттық тәрбиелеуге белсенді қатысқаны үшін РустамХозе Диасовичке үлкен алғыс білдіреді.
Занятия в 4 «Б» классе «ЖасСарбаз»
С началом нового учебного года возобновились занятия по Военно- патриотическому воспитанию в 4 «Б» классе «ЖасСарбаз» школы- гимназии № 5 «А». Учитывая санэпидемическую ситуацию занятия проходят с соблюдением всех необходимых требований . В группах по 15 учеников. Занятия проводятся еженедельно, на переходе школы.
Воспитанники обучаются первоначальным навыкам строевой подготовки. Знания армейской жизни, ребятам очень нравится, это дисциплинирует, учит мужественности, – уверенно заявляют четвероклассники, рассказывая о том, что в будущем мечтают стать настоящими защитниками Родины.
Администрация школы выражает глубокую благодарность Рустаму Хозе Диасовичу за активное участие в военно — патриотическом воспитании молодого поколения.
Қазақстандық қолбасшы Б.Момышұлының 110 жылдығына арналған «Ерлік сабағы» «Жас сарбаз» 4 «Б» сынып оқушыларына өткізілді.
Сабақта балаларға дүниежүзілік соғыста жанқирлықпен күрескен әскери қайраткер,ержүрек қолбасшы,жазушы,Кеңес Одағының Батыры, Қазақстанның Халық қаһарманы Б.Момышұлының ерлігі мен шығармашылығы туралы айтылды.
Б.Момышұлы-өз елі үшін ерлік жасаған, 1941-1945 жылдардағы соғыста көрсеткен ерлігі мен жанқирлығымен,әскери басшылықтағы шеберлігімен даңқа бөленіп,бүкіл елге тараған,ұрпақтарына үлгі болған ұлы тұлға. Содан кейін балалармен аты аңызға айналған қолбасшының өмірі,оның өмірінің қызықты фактілері туралы викторина өткізілді.
Сабақ соңында балалармен кері байланыс орнатылды. Олар патриотизм,Отанға шексіз қызмет етудің мысалдары туралы өз пікірлерін білдірді. Мектеп қабырғасынан бастап әскери киім киген балалар өз елінің нағыз патриоттары болады деп сенеді.
В Школе- гимназии № 5 «А» города Костаная прошел «Урок мужества» в офлайн- формате.
«Урок мужества», посвящённый 110-летию казахстанского полководца Б. Момышұлы, проводился для учащихся 4 «Б» класса «Жассарбаз».
На уроке ребятам рассказали о вчерашних незабываемых огненных годах, о подвигах и творчестве военного деятеля, отважного полководца, писателя, Героя Советского Союза, Народного Героя Казахстана Бауыржана Момышулы, который самоотверженно боролся в мировой войне.
Бауыржан Момышулы — великий человек, совершивший героический подвиг за свою страну, прославившийся героизмом и самоотверженностью в войне 1941 — 1945 годов, своим мастерством в военном руководстве, слава которого распространилась по всему фронту, по всей стране, став примером для потомков Затем с детьми проводилась викторина о жизнедеятельности легендарного полководца, интересных фактах его жизни.
В конце урока с ребятами была налажена обратная связь. Они высказали свои мнения о патриотизме, о примерах беззаветного служения Отечеству. Верится, что ребята, которые носят военную форму со школьной скамьи, станут настоящими патриотами своей страны.
Утверждено
приказом Министра образования
и науки Республики Казахстан
от «12» января 2016 года
№ 18
ПОЛОЖЕНИЕ
о классном руководстве в организациях среднего образования
- Общие положения
- Настоящее Положение о классном руководстве в организациях среднего образования (далее — Положение) разработано в соответствии с подпунктом 12-2) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании».
- Положение определяет функции, возложенные на педагогического работника (далее — классный руководитель), по координации деятельности обучающихся класса в рамках учебно-воспитательного процесса.
- Классный руководитель осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», другими законодательными и нормативными правовыми актами Республики Казахстан в сфереобразования.
- Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, который строится на основе устава организации образования, личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, обновления содержанияи методологииобразования, а такжеформвоспитания.
- Классный руководитель обладает соответствующими теоретическими и практическими знаниями и навыками организации воспитательной работы, а также высокими морально-нравственными, деловыми качествами организатора, мотивировать обучающихся, поддерживать и развивать их стремление к высоким человеческим идеалам.
Отбор кандидатур для назначенияклассного руководителя осуществляется администрацией организации образования и утверждаетсяприказомруководителя.
- Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель руководителя организации среднего образования по воспитательной работе.
- Участниками образовательного процесса являются администрация организации образования, педагоги, классные руководители, работники организации образования (школьные медицинские работники, психологи, логопеды), обучающиеся, их родители, и иные законные представители.
- Цель и задачи деятельности классного руководителя
- Цельдеятельностиклассногоруководителя – созданиеусловий для формированиягражданскогосамосознания, общейкультуры, здоровогообразажизни,саморазвития и самореализацииобучающегося, еголичностногосамоопределения, успешнойсоциализации и адаптации в обществе, развитиятворчестваобучающихся, организации содержательногодосуга.
Базовыми ценностями в содержанииобщегосреднегообразованияявляютсяказахстанский патриотизм и гражданскаяответственность, уважение, сотрудничество, труд и творчество, открытость, образование в течениевсейжизни.
- Задачидеятельностиклассногоруководителя:
1) формированиеактивакласса;
2) созданиеблагоприятныхпсихолого-педагогическихусловий для развитияличности, самоутвержденияобучающегося, раскрытия его потенциальных способностей и сохранения индивидуальности;
3) защита прав и интересов обучающихся;
4) организация системной работы с обучающимися в классе;
5) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности;
6) мотивирование к здоровому образу жизни;
7) формирование у учащихся морально-нравственных и духовных качеств, привитие толерантности;
8) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, уважения к государственным символам и государственному языку, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;
9) воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;
10) приобщение к достижениям отечественной и мировой культуры; изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов республики; овладение государственным, русским, иностранным языками;
11) привитие учащимся чувства коллективизма, ответственности за других, умения работать в команде в духе товарищества;
12) содействиеформированиюбезопаснойсреды для детей.
- Функции классного руководителя
- Функции классного руководителя.
1) Организационно-координирующие функции:
разработка плана деятельности классного руководства с учетом плана воспитательной работы организации среднего образования исходя из анализа, состояния и перспектив развития классного коллектива. Прогнозирование результатов воспитательнойдеятельности;
взаимодействие с педагогическими работниками и иными работниками организаций образования, здравоохранения, родителями и иными законными представителями обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и другие);
организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихсявовнеурочноевремя, в том числе через систему дополнительного образования обучающихся в организации среднегообразования и внешкольныхорганизациях;
организация информационной работы с обучающимися, ихродителями и иными законными представителями;
выявление, учет и работа с детьми изсоциально уязвимой категории населения в целях эффективного проектирования учебно-воспитательного процесса и организации оказания им соответствующей помощи;
содействие профессиональному самоопределению обучающихся, осознанному выбору профессии;
участие в работе методического объединения классных руководителей;
планирование воспитательной работы с коллективом класса, разработка индивидуальных планов работы с обучающимися, родителями и иными законными представителями;
определение форм планирования воспитательной работы с классом с учетом выполнения основных принципов общешкольного планирования;
привлечение к организации воспитательного процесса в классе учителей-предметников, родителей и иных законных представителей обучающихся, специалистов из других сфер (науки, искусства, спорта, правоохранительных органов и других);
организация учебно-воспитательного процесса в классе, вовлечение обучающихся в деятельность классного и школьного коллективов;
изучение индивидуальных особенностей обучающихся, условия их жизни в семье и школе;
отслеживание и своевременное выявление девиантного проявления в поведении обучающихся, осуществление необходимой педагогической и психологической помощи, информирование администрации школы;
оказание помощи обучающимся в решении жизненных проблем и ситуаций;
организация социальной, психологической и правовой защиты обучающихся;
созданиеблагоприятнойпсихологическойатмосферы в коллективекласса;
пропагандирование здорового образа жизни;
информирование родителей и иных законных представителей обучающихся об их успеваемости и поведении, осуществление координациидеятельности родительского комитета класса;
взаимодействие с педагогическимиработникамипообщеобразовательнымпредметам;
проведение классных часов и других внеурочных, внешкольныхмероприятий с коллективомкласса;
ведениедокументациикласса (личныхдел, классногожурнала, контроль заведениемдневниковобучающихся), такжедругойдокументации, определеннойнормативнымиактами организации среднегообразования;
содействиеформированиюнавыковсамосохранения и общения с незнакомымилюдьми;
соблюдениетребованийтехникибезопасности;
обеспечениесохранностижизни и здоровьяобучающихсявовремяпроведениявнеклассных, внешкольныхмероприятий.
своевременноеинформированиеруководителя организации образованияо фактах нарушенияправдетей (вымогательство, шантаж, гибельдетей и другихнесчастныхслучаев) и о совершении противоправных действий (бездействий)обучающихся.
2) Коммуникативные функции:
регулирование межличностных отношений между обучающимися;
содействие общему благоприятному психологическому климату в классе;
оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3) Аналитические функции:
изучение индивидуальных особенностей обучающегося и динамики их развития;
анализ и оценка уровня воспитанности личности и коллектива;
анализ и оценка влияния семейного воспитания на формирование личности обучающегося;
осуществление систематического анализа состояния успеваемости и динамики общего развития обучающихсякласса.
4) Контрольные функции:
осуществление контроля за успеваемостью, посещаемостью занятий, внешним видом, эмоционально-психологическимсостояниемобучающихсякласса обучающихсякласса.
- 11. В соответствии с функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
1) индивидуальные (беседы, консультации, совместный поиск решения проблем и другие);
2) групповые (творческие объединения, органы самоуправления и другие);
3) коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и другие).
При выборе формы работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами организации среднегообразования;
учитывать принципы организации образовательного процесса, потребности, интересы и возможности обучающихся, внешние условия;
обеспечивать целостность содержания, формы и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
- Организация деятельности классного руководителя
- Классныйруководитель осуществляетследующуюдеятельностьс коллективомкласса и отдельнымиобучающимися:
1) постоянно определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших обучающихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и пропуска учебных занятий;
2) организует дежурство обучающихся в классном кабинете;
3) организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в том числе, в случае возникновения девиации в их поведении.
- Классный руководитель еженедельно:
1) проверяет ведение обучающимися дневников и выставление оценок за неделю;
2) проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом воспитательной работы;
3) проводит не менеедвух воспитательныхмероприятий в месяц (кроме классных часов);
4) организует работу с родителями и иными законными представителями обучающихся(по ситуации).
- Классный руководитель ежемесячно:
1) посещает уроки в классе;
2) получает консультации психолога и отдельных педагогическихработников;
3) организует работу классного коллектива и егоактива.
- Классный руководитель в течение учебной четверти:
1) обеспечиваетведениеклассного журнала;
2) участвует в работе методического объединения классных руководителей;
3) проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояние успеваемости и уровня воспитанности обучающихся;
4) составляетплан воспитательной работы на новую четверть;
5) проводит классное родительское собрание;
6) представляет в учебную часть отчет об успеваемости обучающихся класса за четверть.
- Классный руководитель ежегодно:
1) оформляет личные дела обучающихся;
2) анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности обучающихся в течение года;
3) составляет план воспитательной работы в классе (план классного руководителя);
4) собирает и предоставляет руководителю организации образования статистическую отчетность об обучающихся класса.
- Документация классного руководителя
- Классный руководитель ведет следующую документацию:
1) план воспитательной работы класса на основе учебно-воспитательногоплана работы организации среднего образования. Форма плана и анализа воспитательной работы определяется школьным методическим объединением классных руководителей;
2) социальный паспорт класса по утвержденной руководителем организации образования форме;
3) результаты педагогического, социологического, психологического, физического исследования обучающихся класса;
5) протоколы заседаний родительских комитетови родительских собраний, материалы для подготовки родительских собраний;
6) материалы воспитательных мероприятий, проводимых с детьми;
7) материалы методической работы по классному руководству;
8) анализ воспитательной работы зачетверть, полугодие и год;
9) отчеты, аналитические и другие материалы.
- Критерии эффективности воспитательной деятельности
классного руководителя
- Эффективность воспитательной деятельности классного руководителя определяются следующими критериями:
1) результативность работы классного руководителя анализируется и оценивается администрацией организации образования и другими участниками образовательного процесса. С этой целью в каждой организации образования разрабатывается система критериев работы, а также приемов оценочно-аналитической деятельности.
2) контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет, как правило, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
3) эффективность работы классного руководителя оценивается на основании критериев, которые характеризуют:
уровни развития личностных качеств и индивидуальных способностей воспитанников,
успешность усвоения обучающимися образовательной программы со стабильной или положительной динамикой успеваемости,
сформированность классного коллектива, воспитательной системы класса,
удовлетворенность родителей жизнедеятельностью обучающихся в классе и результатами классного руководства,
наличие у воспитанников достижений в различных видах деятельности,
комфортность пребывания ребенка в классном сообществе.
4) данная система критериев при необходимости дополняется показателями, отражающими специфические особенности классного коллектива и воспитательной деятельности в нем (отсутствие правонарушений, общественная и творческая активность обучающихся).
В соответствии с избранными критериями подбираются и используются методики психолого-педагогической диагностики, методы и приемы оценочно-аналитической деятельности.
Орта білім беру ұйымдарында сынып жетекшілігі туралы ереже
- Жалпы ережелер
- Осы орта білім беру ұйымдарында сынып жетекшілігі туралы ереже (бұдан әрі – Ереже) «Білім туралы» 2007 жылғы 27 шілдедегі Қазақстан Республикасы Заңының 5-бабының 12-2) тармақшасына сәйкес әзірленді.
- Ереже сыныптағы білім алушылардың оқу-тәрбие процесі шеңберіндегі қызметін үйлестіру бойынша педагог қызметкерге (бұдан әрі – сынып жетекшісі) жүктелген функцияларды айқындайды.
- Сынып жетекшісі өз қызметін Қазақстан Республикасының Конституциясына, Қазақстан Республикасының «Білім туралы», «Қазақстан Республикасындағы баланың құқықтары туралы» заңдарына және білім беру саласындағы Қазақстан Республикасының басқа да заңнамалық және нормативтік құқықтық актілеріне сәйкес жүзеге асырады.
- Сынып жетекшісінің қызметі – білім беру ұйымының жарғысы, білім алушыларға білім берудің өзекті міндеттері, жаңартылған мазмұны, әдіснамасы, сондай-ақ тәрбие нысандары ескерілген тұлғалық бағдарлы тәсіл негізінде құрылған мақсатқа сай бағытталған, жүйелі, жоспарланған процесс.
- Сынып жетекшісі тәрбие жұмысын ұйымдастыру саласында тиісті теориялық және практикалық білімді және оқыту дағдыларын меңгеріп, жоғары өнегелілік қасиеттерге ие бола, білім алушыларды жігерлендіріп, оларға қолдау көрсетіп және биік адами мұраттарға бағыттайды.
Сынып жетекшісіне тағайындауға кандидатураларды іріктеуді білім беру ұйымының әкімшілігі жүзеге асырады, басшының бұйрығымен бекітіледі.
- Сынып жетекшісі қызметіне бақылауды жалпы орта білім беру ұйымы басшысының тәрбие ісі жөніндегі орынбасары жүзеге асырады.
- Білім беру процесінің қатысушылары білім беру ұйымдарының әкімшілігі, педагогтер, сынып жетекшілері, білім беру ұйымдарындағы жұмыскерлер (мектептің медициналық қызметкерлері, психологтар, логопедтер), білім алушылар, олардың ата-аналары және өзге де заңды өкілдері болып табылады.
- Сынып жетекшісі қызметінің мақсаты мен міндеттері
- Сынып жетекшісі қызметінің мақсаты – білім алушының азаматтық өзіндік санасын, жалпы мәдениетін, салауатты өмір салтын, өзін-өзі дамытуы мен өзін-өзі іске асыруын қалыптастыруы, оның тұлғалық өзін-өзі анықтауы, қоғамда табысты әлеуеттенуі мен бейімделуі үшін, білім алушылардың шығармашылығын дамыту, бос уақытын мазмұнды ұйымдастыру үшін жағдай жасау.
Жалпы орта білім беру мазмұнында базалық құндылықтар: қазақстандық патриотизм және азаматтық жауапкершілік, құрмет, ынтымақтастық, еңбек және шығармашылдық, ашықтық, өмір бойы білім алу болып табылады.
- Сынып жетекшісі қызметінің міндеттері:
1) сынып активін қалыптастыру;
2) әр білім алушының тұлғасын дамыту, өзін-өзі таныту, оның әлеуеттік қабілеттерін ашу және қайталанбастығын сақтау үшін қолайлы психологиялық-педагогикалық жағдай жасау;
3) білім алушылардың құқықтары мен мүдделерін қорғау;
4) сыныпта білім алушылармен жүйелі жұмыс ұйымдастыру;
5) тұлғаның шығармашылық, рухани, табиғи мүмкіндіктерін дамыту;
6) салауатты өмір салтына ынталандыру;
7) оқушыларда адамгершілік-өнегелік және рухани қасиеттерді
қалыптастыру, толеранттылыққа баулу;
8) азаматтық пен патриотизмге, өз Отаны — Қазақстан Республикасына сүйіспеншілікке, мемлекеттік рәміздер мен мемлекеттік тілді құрметтеуге, халық дәстүрлерін қастерлеуге, Конституцияға қайшы және қоғамға жат кез келген көріністерге төзбеуге тәрбиелеу;
9) белсенді азаматтық ұстанымы бар жеке адамды тәрбиелеу, республиканың қоғамдық-саяси, экономикалық және мәдени өміріне қатысу қажеттігін, жеке адамның өз құқықтары мен міндеттеріне саналы көзқарасын қалыптастыру;
10) отандық және әлемдік мәдениеттің жетістіктеріне баулу; қазақ халқы мен республиканың басқа да халықтарының тарихын, әдет-ғұрпы мен дәстүрлерін зерделеу; мемлекеттік тілді, орыс, шетел тілдерін меңгерту;
11) оқушылардың бойында ұжымдық пен басқаларға жауапкершілік, және сезімдік, достық тұрғысынан топта жұмыс істеуде қабілеттілігін қалыптастыру;
12) балаларға арналған қауіпсіз ортаны қалыптастыру.
- Сынып жетекшісінің функциясы
- Сынып жетекшісінің функциялары.
1) Ұйымдастыру-үйлестіруфункциялары:
сынып ұжымын дамытудың талдауына, жай-күйіне және даму перспективасына қарай, құрастырылған орта білім беру ұйымының тәрбие жұмысы жоспарын ескере отырып сынып жетекшісі қызметінің жоспарын әзірлеу. Тәрбиелік қызметтің нәтижелерін болжау;
педагогикалық қызметкерлермен және білім беру, денсаулық сақтау ұйымдарының басқа қызметкерлерімен, білім алушылардың ата-аналарымен және басқа заңды өкілдерімен өзара іс-қимыл жасау, оларға білім алушыларды тәрбиелеуде көмек көрсету (жеке, психолог, әлеуметтік педагог, қосымша білім беру педагогы арқылы);
жалпымектептік ұжым қызметі шеңберінде білім алушылар тұлғасының оң әлеуетін дамыту үшін сыныпта тиімді білім беру процесін ұйымдастыру;
білім алушылардың орта білім беру ұйымында және мектептен тыс ұйымдарда сабақтан тыс уақытта, сондай-ақ қосымша білім беру жүйесі арқылы алуан түрлі қызметін ынталандыру және есепке алу;
білім алушылармен, олардың ата-аналарымен және өзге де заңды өкілдерімен оқыту жұмысын ұйымдастыру;
халықтың әлеуметтік осал топтарынан шыққан балаларды анықтау, есепке алу және оқу-тәрбие процесін тиімді жобалау, оларға тиісті көмек көрсетуді ұйымдастыру мақсатында жұмыс жүргізу;
білім алушылардың кәсіби өзін-өзі анықтауына, мамандықты саналы таңдауына ықпал ету;
сынып жетекшілерінің әдістемелік бірлестік жұмысына қатысуы;
тәрбие жұмысын сынып ұжымымен жоспарлау, білім алушылармен, олардың ата-аналарымен және өзге де заңды өкілдерімен жүргізілетін жеке жұмыс жоспарын әзірлеу;
жалпымектептік жоспарлаудың негізгі қағидаттарының орындалуын ескере отырып, сыныппен жүргізілетін тәрбие жұмысын жоспарлау нысандарын анықтауға;
сыныпта тәрбие процесін ұйымдастыруға пән мұғалімдерін, білім алушылардың ата-аналарын және өзге де заңды өкілдерін, басқа салалардың мамандарын (ғылым, өнер, спорт, құқық қорғау органдары және т.б.) тарту;
сыныпта оқу-тәрбие процесін ұйымдастыру, оқушыларды сынып және мектеп ұжымдарының жүйелі қызметіне қатыстыру;
білім алушылардың жеке ерекшеліктерін, олардың отбасындағы және мектептегі тіршілік әрекетін зерделеу;
білім алушылардың мінез-құлқындағыдевиантты көріністерді қадағалау және дер кезінде айқындау, тиісті педагогикалық және психологиялық көмек көрсету, мектеп әкімшілігін хабардар ету;
білім алушыларға олардың аса күрделі өмірлік проблемалары мен жағдайларын шешуде көмек көрсету;
білім алушылардың әлеуметтік, психологиялық және құқықтық қорғалуын ұйымдастыру;
сынып ұжымында қолайлы психологиялық ахуал жасау;
салауатты өмір салтын насихаттау;
білім алушылардың ата-аналарын және өзге де заңды өкілдерін олардың үлгерімі мен тәртібі туралы хабардар ету, сыныптағы ата-аналар комитеті жұмысына түзету енгізіп отыру;
жалпы білім беретін пәндер бойынша педагогикалық қызметкерлермен өзара әрекеттесу;
сынып ұжымымен сынып сағаттарын және басқа да сабақтан тыс, мектептен тыс іс-шаралар өткізу;
сынып құжаттамасын (білім алушылардың жеке істері, сынып журналы, күнделіктерінің толтыруын қадағалау), сондай-ақ орта білім беру ұйымының нормативтік актілерімен айқындалған басқа да құжаттамаларды жүргізу;
өзін-өзі сақтау және бейтаныс адамдармен қарым-қатынас жасау дағдыларын қалыптастыруға ықпал етеді;
техникалық қауіпсіздік ережелерін сақтау;
сыныптан тыс және мектептен тыс іс-шараларды өткізу кезінде білім алушылардың өмірі мен денсаулығын сақтауды қамтамасыз ету;
білім беру ұйымының басшысын бала құқықтарының бұзылу (қорқытып алу, бопсалау, балалардың қаза болу және басқа да жазатайым оқиғалар) және білім алушының құқыққа қарсы әрекеттер (әрекетсіздік) жасау фактілері туралы уақтылы хабардар ету.
2) Коммуникативтіфункциялар:
білім алушылар арасында тұлғааралық қатынасты реттеу;
сыныпта ортақ қолайлы психологиялық ахуал орнатуға ықпал ету;
білім алушыларға құзыреттілік қасиеттер қалыптастыруда көмек көрсету.
3) Талдамалы функциялар:
білім алушылардың жеке ерекшеліктерін және олардың даму динамикасын зерделеу;
тұлғаның және ұжымның тәрбиелілік деңгейін талдау және бағалау;
білім алушы тұлғасының қалыптасуына отбасы тәрбиесінің ықпалын талдау және бағалау;
сыныптағы білім алушылардың үлгерімі мен жалпы даму динамикасына жүйелі түрде талдау жасауды жүзеге асыру.
4) Бақылау функциялары:
сыныптағы білім алушылардың оқу үлгеріміне, сабаққа қатысуына, сыртқы келбетіне, эмоционалды-психологиялық жағдайына бақылау жасауды жүзеге асыру.
- Сынып жетекшісінің функцияларына сәйкес білім алушылармен жүргізетін мынадай жұмыс нысандарын таңдайды:
1) жеке (әңгімелер, кеңестер, мәселені бірге шешу жолдарын іздестіру және тағы басқалар);
2) топтық (шығармашылық бірлесткітер, өзін өзі басқару органдары және басқалар);
3) ұжымдық (байқаулар, спектакльдер, концерттер, жорықтар, слеттер, жарыстар және тағы басқалар).
Білім алушылармен жүргізетін жұмыс нысандарын таңдауда:
орта білім беру ұйымының міндеттеріне сәйкес қызмет мазмұнын және негізгі түрлерін айқындауды;
білім беру процесін ұйымдастыру қағидаттарын, білім алушылардың қажеттіліктерін, қызығушылықтарын және мүмкіндіктерін, сыртқы жағдайларды ескеруді;
сыныптағы білім алушылардың әлеуметтік маңызды, шығармашылық қызметінің мазмұны, әдістері мен нысандарының тұтастығын қамтамасыз етуді басшылыққа алған дұрыс.
- Сынып жетекшісінің қызметін ұйымдастыру
- Сынып жетекшісі сынып ұжымымен және ондағы жеке білім алушылармен мынадай жұмыстарды жүзеге асырады:
1) үнемі сабаққа келмегендерді және кешіккендерді айқындайды, олардың келмеу немесе кешігу себептерін анықтайды, сабаққа қатыспаудың және кешігіп келудің алдын алу жұмысын жүргізеді;
2) сынып кабинетінде білім алушылардың кезекшілігін ұйымдастырады;
3) білім алушылармен, оның ішінде олардың мінез-құлқындадевианттылық пайда болған жағдайда жүргізілетін әртүрлі жеке жұмыс нысандарын ұйымдастырады.
- Сынып жетекшісі апта сайын:
1) білім алушылардың күнделік толтыруын тексеруде апта бойы алған бағаларының қойылуын тексереді;
2) тәрбие жұмысының жоспарына сәйкес сынып жетекшісі сағатын (сынып сағатын) өткізеді;
3) тәрбиелеу жұмысы жоспарына сәйкес ай сайын кемінде екі тәрбиелеу іс-шарасын (сынып сағатынан бөлек) өткізеді;
4) білім алушылардың ата-аналарымен және өзге де заңды өкілдерімен жұмысты ұйымдастырады (жағдайға байланысты);
- Сынып жетекшісі ай сайын:
1) өз сыныбындағы сабақтарға қатысады;
2) психологтың және жеке педагог қызметкерлердің кеңесін алады;
3) сынып ұжымының және оның белсенділерінің жұмысын ұйымдастырады;
- Сынып жетекшісі оқу тоқсаны бойында:
1) сынып журналының жүргізілуін қамтамасыз етеді;
2) сынып жетекшілері әдістемелік бірлестік жұмысына қатысады;
3) тоқсан бойы тәрбие жұмыс жоспарының орындалуына, оқушылардың үлгерім жағдайына және тәрбиелік деңгейіне талдау жүргізеді;
4) жаңа оқу тоқсанына арналған тәрбие жоспарын әзірлейді;
5) сынып ата-аналарының жиналысын өткізеді;
6) оқу бөліміне сынып оқушыларының тоқсандағы оқу үлгерімі туралы
есеп тапсырады;
- Сынып жетекшісі жыл сайын:
1) оқушылардың жеке істерін ресімдейді;
2) оқу жылы бойындағы сыныптағы тәрбие жұмысының жай-күйіне, білім алушылардың тәрбиелілік деңгейіне талдау жүргізеді;
3) сыныптың тәрбие жұмысы жоспарын (сынып жетекшісінің жоспары) жасайды;
4) сыныптағы білім алушылар туралы статистикалық есеп жинайды және мектеп әкімшілігіне тапсырады.
- Сынып жетекшісінің құжаттамасы
- Сынып жетекшісі мынадай құжаттаманы жүргізеді:
1) орта білім беру ұйымы жұмысының перспективалық жоспары негізінде тәрбие жұмысының жоспары. Тәрбие жұмысының талдауы мен жоспарының нысанын мектеп сынып жетекшілерінің әдістемелік бірлестігі айқындайды;
2) білім беру ұйымы басшысы белгілеген нысанда сыныптың әлеуметтік паспорты;
3) сыныптағы білім алушыларды педагогикалық, әлеуметтік, психологиялық, табиғи зерттеу нәтижелері;
4) ата-аналар комитеттері мен ата-аналар жиналыстары отырыстарының хаттамалары, ата-аналар жиналыстарын дайындауға арналған материалдар;
5) балалармен жүргізілетін тәрбие іс-шараларының материалдары;
6) сынып жетекшілігі бойынша әдістемелік жұмыс материалдары;
7) тәрбие жұмысының тоқсандық, жартыжылдық және жылдық талдауы;
8) есептер, талдау және басқа да материалдары.
- Сынып жетекшісінің тәрбие қызметі
нәтижелілігінің өлшемшарттары
- Сынып жетекшісінің тәрбие қызметі нәтижелілігі төмендегі өлшемшарттармен айқындалады:
1) сынып жетекшісі қызметінің нәтижелігін білім беру ұйымдарының әкімшілігі мен басқа да білім беру процесіне қатысатын ұйымдар талдайды және бағалайды. Осы мақсатта әрбір білім беру ұйымдарында жұмыс жүйелерінің өлшемшарттары, сондай-ақ бағалау-талдау қызметінің тәсілдері әзірленеді.
2) сынып жетекшісінің қызметін бағалауды, әдетте, директордың оқу-тәрбие жұмысы жөніндегі орынбасары жүзеге асырады.
3) сынып жетекшісі жұмысының тиімділігі өлшемшарттар негізінде бағаланады, олардың сипаттамасы:
тәрбиеленушілердің тұлғалық сапасын және жеке қабілеттіліктерін дамыту деңгейлері;
білім алушыларға тұрақты білім беру бағдарламасын табысты игеруді немесе үлгерім динамикасының оң болуы;
сынып ұжымының, сыныпты тәрбиелеу жүйесінің қалыптастырылуы;
ата-аналар балалардың сыныптағы тіршілік әрекетіне және сынып жетекшісі қызметінің нәтижелелерінеқанағаттаншылық танытуы;
тәрбиеленушілердің әртүрлі әрекеттерде нәтижеге жетуі;
балаға сынып қауымдастығының қолайлы болуы;
4) өлшемшарттардың аталған жүйесі қажеттілігінше, сынып ұжымының арнайы ерекшелігі мен оның тәрбие қызметін көрсететіндей болуы және қосымша көрсеткіштермен толықтырылуы да мүмкін (құқық бұзушылықтың болмауы, қоғамдық және білім алушылардың шығармашылық белсенділігі және т.б.).
Таңдалып алынған өлшемшарттарға сәйкес психологиялық-педагогикалық диагностиканың әдістемесі, бағалау-талдау қызметінің әдістері мен тәсілдері жинақталады және қолданылады.
Где взять витамины школьнику?
О пользе витаминов знают практически все. Тем не менее, их недостаток в организме испытывают в нашей стране многие дети и взрослые. В чем причина? И какие продукты следует включать в рацион детей? Как правильно их хранить и готовить, чтобы витамины не разрушались?
По данным Всемирной организации здравоохранения, глобальная распространенность дефицита витамина А среди детей дошкольного возраста составляет 33,3%. В Казахстане этот показатель равен 19,7% (2014 год), то есть каждый пятый казахстанский ребенок страдает от последствий недостатка витамина А. Витаминная недостаточность (гиповитаминоз) часто имеет неявные, стертые признаки. Это ухудшение или потеря аппетита, раздражительность, повышенная утомляемость, снижение работоспособности. Из-за отсутствия характерных проявлений гиповитаминозов люди зачастую обходят их вниманием и не считают нужным обращаться к врачу при недомоганиях, связанных с гиповитаминозами. Между тем, дефицит витаминов может тормозить рост и развитие детей, снижать иммунитет, сказываться на умственной работоспособности. Детский организм особенно чувствителен к нехватке витаминов в силу физиологических особенностей детского возраста. Ведь у детей продолжается рост и развитие всех систем и органов, включая нервную систему и головной мозг, формируется костный скелет и скелетная мускулатура. Чтобы все эти сложные процессы протекали благополучно и привели к формированию здорового крепкого организма, устойчивого к заболеваниям, необходимо достаточное поступление витаминов, так как каждый из процессов роста и развития осуществляется при участии витаминов.
Основной причиной гиповитаминозов служит недостаточное потребление витаминов с пищей, обусловленное современными особенностями питания. А именно, недостаточным потреблением свежих овощей и фруктов и ростом доли рафинированных технологически переработанных продуктов в рационе современного человека. Очищение, рафинирование продуктов от природных компонентов при помощи многоступенчатых технологических процессов производится ради продления сроков их хранения и создания широкого ассортимента коммерчески выгодных продовольственных товаров. Однако при этом теряется львиная доля минералов, витаминов (микронутриентов) и других полезных веществ, которыми природа щедро одарила натуральную пищу. В результате наблюдается нехватка микронутриентов в организме и взрослых, и детей.
Внутренние причины гиповитаминозов
Значительная умственная и физическая нагрузка, характерная для современных детей, приводит к повышенной потребности в витаминах. При любых патологиях расход витаминов и минералов увеличивается, в то же время эффективность их работы снижается. А проблемы с желудочно-кишечным трактом (ЖКТ) ухудшают их всасываемость. Поэтому одним из обязательных условий предупреждения гиповитаминозов является профилактика и своевременное лечение заболеваний.
Серьезной причиной витаминной недостаточности может быть также дисбактериоз. Потому что некоторые витамины (витамин К, витамины группы В) вырабатываются микроорганизмами, обитающими в кишечнике. Для сохранения кишечной нормофлоры необходима питательная среда — растительная клетчатка, которой богаты сырые овощи, фрукты, бобовые, цельные крупы и отруби.
Как хранить и готовить, чтоб сохранить?
Источники витаминов – натуральные продукты растительного и животного происхождения. Под воздействием минералов земли, солнечной энергии и воды растения наполняются витаминами и другими полезными нутриентами (питательными веществами). В свою очередь, животные, поедая растительность, также насыщаются питательными веществами и в их организме дополнительно синтезируются другие витамины.
Чем более свежим будет продукт, тем больше пользы от него получит организм, так как многие витамины при длительном хранении разрушаются под действием кислорода воздуха, света и тепла. Устойчивостью к разрушению обладают лишь некоторые витамины (никотиновая кислота, витамины А и D). Однако «овощи — с грядки, фрукты – из сада и мясо – с фермы» доступны далеко не всем. В реальности потребитель приобретает продукты питания на рынке или в магазине и хранит их дома. Но от условий хранения зависит то, сколько витаминов в них остается.
К примеру, витамин С (аскорбиновая кислота) весьма распространен и встречается во многих фруктах, ягодах и овощах. Но при хранении продуктов количество витамина в них сокращается: в холодильнике — на 30%, а при комнатной температуре — на 50%. Чтобы снизить потери витамина из-за окисления кислородом, овощи лучше резать непосредственно перед приготовлением. Витамин Е крайне чувствителен к свету и кислороду, поэтому хранить растительное масло следует в герметично закрывающейся емкости из непрозрачного стекла. И все продукты необходимо оберегать от попадания на них света и воздуха, а место хранения должно быть сухим и прохладным. Нельзя долго хранить продукты, имеющие механические повреждения.
В процессе приготовления пищи многие витамины разрушаются. Неустойчивы к термической обработке витамины С и группы В. Самым разрушительным для витаминов способом приготовления пищи является жарение. С точки зрения сохранения витаминов такие способы кулинарной обработки, как тушение, быстрое обжаривание овощей (3-4 минут) на оливковом масле, приготовление на пару, в гриле, запекание, варка являются наиболее приемлемыми.
Рафинирование и обогащение
На продовольственном рынке товаров в настоящее время преобладают рафинированные (переработанные) продукты питания с длительным сроком хранения и привлекательным внешним видом. Что же в этом плохого?
Дело в том, что рафинированные продукты снабжают организм калориями, но никак не витаминами и другими питательными веществами. К примеру, пшеничную муку высшего сорта получают, удалив оболочку и зародыш у зерна, то есть те части, которые содержат необходимые нам витамины, минералы и клетчатку. Потеря витаминов при этом составляет до 75%! Все, что готовится из такой муки нельзя считать полезным, в отличие от продуктов, изготовленных из цельнозерновой муки, которую получают из зерен, перемолотых вместе с оболочкой. Не удивительно, что гиповитаминозы широко распространены среди казахстанских детей. Ведь многие дети салатам из овощей предпочитают сладости и булочки. Хорошей новостью является то, что в нашей стране есть закон о фортификации (обогащении) муки высшего и первого сортов витаминно-минеральным комплексом, разработанным учеными Казахской академии питания. В него входят витамины группы В, железо и цинк. При покупке муки отдавайте предпочтение обогащенной. На упаковке всегда указано фортифицирована ли мука.
Лучший источник витаминов — правильное питание
В свежих сырых овощах, фруктах и других натуральных продуктах витамины и минералы находятся в окружении именно тех веществ, которые помогают их усвоению и выполнению функций надлежащим образом. Витамин С, к примеру, в своих естественных носителях (шиповнике, смородине, лимоне и т.д.) погружен в вещества под названиями флаваноиды, которые повышают его биологическую доступность и помогают ему в его разнообразной работе. Витамин С отвечает за укрепление иммунитета, помогает повысить устойчивость к стрессам, поддерживает в здоровом состоянии кровеносные сосуды, кожу и костную ткань. Основные поставщики витамина – свежие сырые овощи и фрукты: цитрусовые, болгарский перец, шиповник, черная смородина и т.д. Обратите внимание на квашеную капусту и кумыс: они богаты витамином С, а капуста, плюс ко всему, содержит еще и витамин К.
Витамины А и D друг без друга беспомощны. Кости скелета растущего организма становятся прочными благодаря сотрудничеству витаминов А, D и К. Сообща они помогают кальцию и фосфору, получаемым из пищи, включаться в кости и зубы, укрепляя их. Без этих витаминов повышается риск отложения кальция на сосудах и в мягких тканях. Витамин D контролирует деятельность более, чем 2000 генов: словно кнопка «пуск» активирует их по мере необходимости. Его достаточный уровень в организме – обязательное условие крепкого здоровья и предотвращения практически всех заболеваний (рака и депрессии в том числе). Его источники – рыба, яйца, сливочное масло, сыр.
При недостатке витамина А замедляется рост и половое созревание, снижается острота сумеречного зрения, ухудшается состояние кожи, волос и ногтей, повышается уязвимость к инфекциям и простудам, снижается аппетит. Витамин А мы получаем с теми же продуктами, что и витамин D. Кроме того, он синтезируется в организме из своих про-витаминов – каротиноидов. Каротинов много в окрашенных овощах и фруктах, особенно в моркови и зелени. Про-витамины А обладают еще одним ценным свойством: они являются антиоксидантами.
Витамины группы В (тиамин (В1), рибофлавин (В2), В3, ниацин (В5 или РР), В6, фолиевая кислота (В9), В12 и биотин (Н)) в комплексе важны для работы мозга. А их недостаток имеет широкий спектр негативного влияния на уровне всего организма. Вот некоторые признаки гиповитаминозов: утомляемость, зябкость, головные боли, мышечная слабость, трещины в уголках рта, дерматиты, светобоязнь, недуги пищеварительной системы, нарушения сердечной деятельности, судороги, ухудшение состояния кожи, волос и ногтей, а дефицит фолиевой кислоты повышает риск врожденных пороков развития плода. Витаминами группы В нас снабжают свежие зеленые листовые овощи, цельные нешлифованные крупы, хлеб из муки грубого помола, свекла, лук, чеснок, капуста, гранат, картофель, яйца, молочные, рыбные и мясные продукты. Поэтому рацион питания должен быть богат сырыми овощами и фруктами (съедать не менее 400 г в день), бобовыми, орехами и другими цельными натуральными растительными продуктами. Витамин В12 есть только в животных продуктах, следовательно, в меню школьника обязательно должны входить мясо, рыба, яйца, молочные продукты.
И все же только за счет питания, особенно в зимне-весенний период, полностью обеспечить организм нутриентами удается не всегда. По этой причине рекомендуется дополнительно принимать качественные витаминно-минеральные комплексы, имеющие выверенные соотношения витаминов и минеральных веществ, разработанные для разных возрастных групп. Помните, что прием витаминно-минеральных добавок нельзя рассматривать как компенсацию нездоровой пищи. Никакие самые эффективные витаминно-минеральные формулы не могут уравновесить грубые нарушения правил здорового питания. А правильно организованное питание, обеспечивающее необходимыми нутриентами, – неотъемлемое условие предотвращения заболеваний и гармоничного роста и развития наших детей.
Сегодня мы все чаще встречаем тучных взрослых и детей. Ожирение уже признано серьезной проблемой общественного здравоохранения. Но особо значительный ущерб оно наносит здоровью подрастающего поколения. В чем же причины эпидемии детского ожирения в наши дни?
По данным Казахской академии питания, в 2014 году 58% женщин и 53% мужчин в Казахстане имели лишний вес или ожирение. А это более половины взрослого населения страны. Что же касается детей, то избыток массы тела или ожирение в среднем имели 15,3% детей до 14 лет. Это практически каждый 7-ой ребенок. Согласитесь, статистика тревожная. А от 30 до 80% тучных детей, вырастая, становятся тучными взрослыми. Опасность ожирения в том, что оно существенно повышает риск возникновения многих хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ), к примеру: из всех случаев ХНИЗ 44% случаев диабета, 23% случаев ишемической болезни сердца и от 7 до 41% случаев онкологических заболеваний провоцируются ожирением. Более того, ожирение, перенесенное в детском возрасте, увеличивает риск развития сердечно–сосудистых заболеваний, ортопедических проблем, психических расстройств и других нарушений здоровья в более старшем возрасте. При этом около 80% детей и подростков с избыточной массой тела имеют повышенное артериальное давление, 25% — предиабет, 35% — жировую болезнь печени.
Откуда берутся лишние калории?
В 98% случаев причина полноты кроется в нездоровом образе жизни, в низкой двигательной активности и переедании. Когда человек в течение длительного времени получает с пищей больше энергии, чем расходует, то неиспользованная ее часть откладывается в организме в виде жира. Это и приводит сначала к избыточной массе тела (предожирению), а затем, если он вовремя не снижает калорийность рациона питания и не повышает физическую активность, начинается ожирение.
Но отчего пища в наши дни вызывает такую реакцию организма? Проблема в том, что появилось много высококалорийных продуктов с низкой питательной ценностью. К таким продуктам относятся сахар, кондитерские изделия, выпечка из муки высшего сорта, всевозможные фаст-фуды, заводские напитки с высоким содержанием сахара (лимонады, колы и т.д.), технологически переработанные продукты с большим содержанием соли и жира, такие, как колбасные изделия, паштеты, слоеное тесто на маргарине. Как правило, они содержат крайне мало полезных веществ: витаминов, минералов, важных микроэлементов, практически лишены растительной клетчатки — то есть, пищевых волокон, столь необходимых для жизнедеятельности организма. Злоупотребление подобными продуктами провоцирует нарушение обмена веществ, которое сопровождается повышенным аппетитом, разрастанием жировых клеток организма и увеличением их объема.
Но откуда же берется лишний жир? Он синтезируется из излишков сахара и жиров. Когда сахар поступает в кровь в большом количестве и слишком быстро, то часть его не успевает расходоваться на получение энергии и преобразуется в жир в жировых клетках.
Разберем это на примере двух блюд, равных по калорийности. Одно из них состоит из низко питательной, но калорийной пищи, например, сдобной булочки и сладкой газированной воды. А второе – из цельных натуральных продуктов, богатых клетчаткой, витаминами и минеральными веществами. Скажем — это салат из овощей с добавлением орехов или семян, заправленный оливковым маслом. В отношении количества калорий эти блюда идентичны друг другу, и дадут организму равное количество энергии. Но вот в качественном отношении разница огромная. Салат придаст чувство сытости, напитает организм энергий, витаминами, минералами и другими биологически активными веществам, снабдит его клетчаткой и не вызовет при этом резкого подъема уровня сахара в крови. А сдобная булочка со сладкой газировкой, напротив, резко повысит уровень глюкозы в крови, после чего организм будет вынужден тратить собственные резервы для выработки повышенного количества инсулина, чтобы снизить уровень глюкозы в крови. Лишний же сахар пойдет на синтез жиров в жировой ткани. Кроме того, в сдобной булочке есть маргарин, который может причинить большой вред организму.
Мода на сидячий образ жизни
Не присущая детскому возрасту, низкая физическая активность сегодня стала распространенным явлением. В наше время дети могут часами неподвижно сидеть перед телевизором или компьютером, тратить уйму времени на видеоигры и на просмотр Интернета. К тому же, многие из них сопровождают такие развлечения поглощением всевозможных снеков: чипсов, хрустящих палочек, жареных орешков, хлопьев, мелкого печенья. При этом они запивают их сладкими напитками. Более того, развитие техники и технологий способствует тому, чтобы и мы, и наши дети тратили как можно меньше энергии на передвижение, пользовались лифтами для подъема на верхние этажи, личным или общественным транспортом. При помощи бытовой техники облегчили себе работы по дому и, таким образом, до минимума ограничили физические нагрузки.
Другие провокаторы
Существуют и другие провоцирующие ожирение факторы. Это:
Эмоциональные расстройства пищевого поведения, так называемое, заедание психологического дискомфорта;
Склонность и неустойчивость к стрессам;
Недосыпание;
Некоторые заболевания, в частности эндокринные (гипотиреоз и прочие).
Высокие технологии – низкокачественное питание
В целом, успех промышленного продуктового бизнеса держится на «трех китах»: сахаре, жире и соли. Они содержатся в пищевых продуктах в достаточно больших количествах, причем производители, стремясь удешевить товар, зачастую добавляют в него еще и вредные транс-жиры (маргарин, кулинарный жир и пр.). Сегодня даже в некогда полезных продуктах, таких, как мармелад и попкорн, содержится столь значительное количество сахара и/или соли, что это перечеркивает всю их полезность. Повышенное количество сахара или соли сильнее воздействует на вкусовые рецепторы, поэтому человек, особенно ребенок, «подсаживается на этот крючок» зависимости и постоянно стремится покупать подобный продукт, чтобы вновь и вновь почувствовать сильные вкусовые ощущения и эмоции.
Агрессивная реклама высококалорийных продуктов питания и напитков, ориентированная на семьи с детьми, усугубляет проблему. Дети в гораздо большей степени подвержены влиянию коммерческой рекламы, чем рекомендациям своих учителей или врачей.
При постоянном потреблении рафинированной пищи человек получает непомерно большое количество калорий, крайне малое количество витаминов, микроэлементов и пищевых волокон, и как результат — резкие скачки уровня глюкозы в крови. Последний фактор провоцирует повышенный аппетит, что влечет за собой новый прием пищи и новое переедание. При хроническом переедании, к тому же, снижается чувствительность «центра насыщения» головного мозга, и у человека появляется ощущение сытости только тогда, когда он съел уже больше, чем нужно его организму. В итоге в виде пищи человек получает больше энергии, чем может потратить, и неизрасходованная энергия откладывается в виде жира в жировой ткани про запас.
Если для вас и ваших детей такая еда, наполненная «пустыми калориями», — частое явление в меню, то вы находитесь в зоне риска не только по избыточной массе тела, но и по многим хроническим заболеваниям. Подобные продукты достаточно привлекательны по цене и по вкусу. И в настоящее время они стали слишком популярными среди наших соотечественников. Однако во имя здоровья стоит задуматься о том, что вы едите.
Снижаем риски
Начинать профилактику ожирения надо с раннего детства. Это значит, приучать детей к употреблению здоровых продуктов, формировать правильные пищевые предпочтения. Немного изменив стиль питания в семье, вы сможете укрепить здоровье всех ее членов. Вот несколько советов, которые помогут вам в этом:
· Во время совместных походов в магазин научите ваших детей выбирать здоровые продукты питания;
· Если ваши дети просят продукцию с высоким содержанием сахара или жира (лимонад, чипсы, шоколадные батончики, фаст-фуды, колбасы и т.д.), следует категорично отказать им в этом и объяснить причины отказа;
· Давайте им фрукты вместо печенья, конфет или мороженого;
· Выбирайте напитки без добавления сахара, такие как вода, несладкий компот, морс;
· Соблюдайте режим питания: 4-5 разовое дробное питание. Это 3 основных приема (завтрак, обед, ужин) и 2 перекуса. На перекус — овощи, фрукты, кефир, слайсы, небольшая пригоршня орехов или семян. Рекомендуемый перерыв между приемами пищи – 2,5-3 часа, по возможности;
· Помните о значимости свежих овощей и фруктов (их необходимо включать в меню по нескольку раз в день и съедать более 400 г ежедневно), цельных зерен, нежирных кисломолочных продуктов в Вашем рационе;
· Замените белый хлеб на хлеб из темной муки, шлифованный рис — на нешлифованный, реже прибегайте к мучным кондитерским изделиям;
· Делайте выбор в пользу постного мяса, птицы, рыбы, бобовых, яиц и орехов;
· Выбирайте продукты с низким содержанием соли, сахара, избегайте продуктов с транс-жирами (маргарин, кулинарный/кондитерский жир);
· Обрезайте жир с мяса, в том числе с мяса птицы;
· Старайтесь не употреблять кожицу курицы;
· Перед нагреванием удаляйте с поверхности холодных супов застывший жир;
· Замените жарку на: запекание, тушение, кипячение, приготовление на пару;
· Выбирайте салаты без майонеза, заправленные растительным маслом;
· Выключайте телевизор во время семейных обедов. За просмотром ТВ-программ можно не заметить, что съел лишнее, поскольку внимание направлено не на вкусовые впечатления, ароматы пищи и ощущения в желудке, а на экран телевизора.
Как повысить физическую активность?
Несколько советов для физической активности ваших детей, чтобы они тратили меньше времени на телевизор, компьютер и видеоигры:
· Установите лимит для просмотра телевизора, Интернета и игр на компьютере: не более 2 часов ежедневно. При этом старайтесь следить, чтобы ребенок не смотрел ТВ-рекламу сладких напитков, конфет, фаст-фудов и прочих нездоровых продуктов. Такая реклама может отрицательно сказаться на формировании у него здоровых предпочтений. Доказано, что дети, которые много смотрят рекламу, гораздо чаще делают выбор в пользу нездоровых продуктов.
· Предлагайте свои идеи активных игр и времяпровождения, например, игры с друзьями на улице, регулярное посещение катка. Сами поиграйте в футбол, баскетбол и другие игры со своими детьми. Постарайтесь быть более активными в течение всего дня и стимулируйте такое поведение у ребенка. Не пользуйтесь лифтами, выходите на одну остановку раньше, чтобы пройтись до дома, работы или магазина пешком. При этом имейте ввиду, что ребенок должен быть физически активным по крайней мере 60 минут ежедневно.
Здоровый пример заразителен
Родители часто недооценивают свое значение как образца для подражания, а ведь дети обычно копируют модель поведения своих родителей. Неправильное питание и сидячий образ жизни родителей становятся нормой поведения для детей. Только если вы сами будете меньше времени проводить перед телевизором или компьютером, больше двигаться и придерживаться правильного питания, ваши дети сделают выбор в пользу здорового образа жизни и будут ему следовать!
Люция Каламкарова, Национальный центр здорового питания,
по заказу Министерства здравоохранения РК.
Кто из нас не испытывает усталости, а иногда и слабости после тяжелого дня? У многих бывают головные боли, головокружения, а порой и быстрая утомляемость. Случается, что в зеркале мы видим слишком бледное лицо, а после преодоления ступенек испытываем отдышку и сердцебиение. Ощущения не из приятных, и многим из нас они знакомы. Если это стало закономерностью, стоит задуматься –а не анемия ли это у вас?
Анемия — то же самое, что и малокровие. Многие из нас не раз слышали про гемоглобин. Гемоглобин — это основной элемент, который содержится в эритроцитах (основные проводники кислорода от легких к тканям), он является красным белком, именно он окрашивает нашу кровь в красный цвет. Когда в крови не хватает эритроцитов, а также в эритроцитах недостает гемоглобина, это приводит к затруднению курсирования кислорода в организме.
Правильное сбалансированное питание — основной источник полезных веществ для нашего организма. Поэтому, чтобы предотвратить появление анемии, необходимо постоянно следить за питанием, а не начинать с того момента, когда первые симптомы уже дали о себе знать. Лучшая профилактика анемии и возможность пополнить запасы кислорода в организме — это прогулки на свежем воздухе. Наверняка, у вас сидячая работа, вы постоянно находитесь в душном помещении, а все это неизменно сказывается на нашем организме не в лучшую сторону.
Все перечисленные рекомендации довольно действенны при анемии любой разновидности и, главное, просты. Можно, конечно, употреблять железосодержащие препараты. Но злоупотреблять лекарствами, наверно, все–таки не стоит!
В детском возрасте формируется пожизненный фундамент здоровья, умственного и физического потенциала человека. А пища – единственны источник необходимых для этого веществ и энергии. Как организовать питание школьника в соответствии с его физиологическими потребностями и помочь маленькому человеку расти здоровым, умным и активным?
Каждый период в развитии ребенка отличается от предыдущего темпами созревания его физиологических систем, качеством изменений в тканях и органах. Соответственно этому меняются и требования к питанию. Если не учитывать этого, можно нанести урон полноценному развитию организма ребенка и снизить его жизненный потенциал.
Время копить багаж не только знаний
Для школьного возраста характерны прогрессивный рост скелетной и мышечной массы, качественные изменения во всех системах и органах, включая головной мозг, а также, интенсивные гормональные перестройки в подростковый период в связи с половым созреванием. На обеспечение этих сложных процессов тратится много энергии и требуется большое количество питательных веществ. Часть из них, главным образом белки, используются в качестве строительного материала для наращивания тканей растущего организма. Поэтому рацион питания школьника должен иметь высокую питательную ценность и состоять из качественных здоровых продуктов, богатых полезными веществами. И ни в коем случае не быть наполненным «пустыми калориями» и вредными химическими добавками. Это обязательные условия для обеспечения высокой устойчивость организма ребенка к заболеваниям. В современных условиях значение питания возрастает в связи с большой учебной нагрузкой и дополнительными занятиями во всевозможных кружках и секциях. Оно должно обеспечивать полное восстановление потраченных за день сил.
Шесть преимуществ здорового питания
Как говорил Гиппократ: «Да будет пища лекарством вашим, а лекарство – пищей вашей!» Как нельзя лучше, эти слова отражают главный принцип здорового питания – это учет всех полезных свойств продуктов, которые могут удовлетворить все потребности организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, макро- и микроэлементах и тем способствовать:
— нормальному развитию растущего организма,
— обеспечению хорошего здоровья и долголетия,
— повышению иммунитета,
— улучшению умственной трудоспособности,
— поднятию физической выносливости,
— предотвращению развития многих заболеваний.
Нездоровая же пища, напротив, может способствовать развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта, ожирения, болезней системы кровообращения, диабета и других так называемых хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ). Причиной ХНИЗ является дефицит одних и избыток других веществ, приводящий к нарушению обмена веществ.
Конечно, негативные последствия неправильного питания скажутся не сразу. Болезнь будет развиваться незаметно, как бы, исподтишка. Но в какой-то момент организм уже не сможет компенсировать нарушения функций органов и систем. А потом сформировавшиеся за годы негативные процессы будет сложно обратить вспять. Потребуется интенсивная терапия, время и строгое выполнение пациентом рекомендаций врачей. А ведь все это можно предотвратить, изменив свое отношения к здоровью и питанию. И родители, которые с первых дней жизни формируют у своих детей правильные пищевые привычки и традиции, закладывают прочный фундамент в их здоровье!
Основы воспитания в режиме питания
Один из главных принципов правильного питания — соблюдение его режима, то есть, времени приема пищи в течение суток и соответствующего ее количества.
Отсутствие режима питания осложняет работу органов пищеварения, способствует формированию избыточной массы тела. Прием пищи в одно и тоже время настраивает ритм работы желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) таким образом, что в определенные часы он становится полностью готовым к выполнению своих функций. Это обеспечивает полноценное и комфортное пищеварение и усвоение пищи. Более того, такая привычка значительно снижает желание ребенка съедать всевозможные снеки перед основным приемом пищи и не перебивать ими аппетит.
Режим питания школьника зависит от учебной нагрузки, занятий в спортивных секциях и кружках. Вы можете корректировать его в зависимости от времени посещения этих секций, кружков и клубов. Хотя, в любом случае детям рекомендуется 4-5 разовое питание: три основных приема пищи (завтрак, обед, ужин) и один-два перекуса (второй завтрак и полдник).
К сожалению, многие дети убегают в школу, толком не позавтракав. Это грубое нарушение режима питания, и оно может сказаться не только на состоянии здоровья ребенка, но и снизить его работоспособность, усвоение материала в школе. Не зря говорят, что завтрак задает тон предстоящему дню!
Желательно, чтобы завтрак школьника был достаточно сытным и содержал блюда из творога, яиц, а также, кашу. В качестве перекуса ребенок может съесть какой-либо овощ, фрукт или горсть орешков, а также, цельнозерновые хлебцы с брынзой или творогом. Интервалы между приемами пищи должны составлять 2,5 — 3 часа.
Чем разнообразнее, тем полезнее
Надо сказать, нет на свете такого чудо-продукта, съев который можно было бы обеспечить организм всеми питательными веществами. Каждый продукт, как растительного, так и животного происхождения имеет свои специфические свойства, богат теми или иными питательными веществами. Поэтому для получения всех необходимых организму нутриентов, следует питаться как можно разнообразнее. Чем богаче меню, тем ниже риск дефицита тех или иных питательных элементов (витаминов, минералов, полезных жирных кислот, биологически активных веществ). Ежедневно в рационе ребенка должны присутствовать продукты всех 5 основных групп:
— крупы, хлеб (желательно из темной муки) и иногда — макаронные изделия;
— овощи, фрукты и ягоды. При этом в сыром виде их необходимо употреблять не менее 400 г в день;
— мясо, птица, рыба, бобовые, яйца, орехи;
— молочные и кисломолочные продукты;
— жиры: 1 столовая ложка растительного масла (желательно нерафинированного первого холодного отжима), сливочное масло (не более 30 г).
Эти группы продуктов являются природными источниками всех необходимых для организма растительных и животных белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, а также клетчатки – незаменимой для нормальной деятельности кишечника.
Пища «мертвая» и «живая»
Современную пищу можно разделить на две группы — «живую» и «мертвую». «Живая пища» наполняет силой, жизненной энергией, укрепляет здоровье, защищает от ожирения, от болезней сердца и сосудов, диабета, от рака и других заболеваний. К «живым» продуктам относятся цельные зерна, овощи, фрукты, ягоды, бобовые. Они полны витаминов, минеральных веществ, клетчатки (растительных волокон).
«Мертвую пищу» получают из «живой» путем ее рафинирования (очищения) и других видов технологической переработки продуктов, чтобы получить продовольственные товары с большим сроком хранения. В итоге «мертвый» продукт становится коммерчески более выгодным, хотя и лишен жизненной энергии, многих, питательных веществ, включая витамины, минералы и клетчатку. Более того, чтобы повысить внешнюю и вкусовую привлекательность изготовляемых продуктов с целью их продвижения на рынке, в них добавляют различные красители, усилители вкуса, ароматизаторы, огромное количество сахара или соли. Поэтому «мертвая пища» снижает иммунитет, вызывает заболевания и сокращает продолжительность жизни. Более того, к таким видам «мертвой пищи» люди быстро привыкают и даже становятся зависимыми от нее. Например, углеводная зависимость (тяга к сладкому или мучному) часто встречается не только у детей, но и у многих взрослых.
Правильный выбор – здоровые дети
Чтобы сформировать у детей здоровые пищевые привычки и предпочтения, а также, предотвратить появление каких-либо пищевых зависимостей – лучше следовать правилам здорового питания всей семьей. В меню каждого члена семьи должны преобладать натуральные, не переработанные, полезные продукты, приготовленные с любовью и заботой. И ответственность за то, что едят дети, к какой пище они приучены, несут в первую очередь родители.
Получается, вырастут ваши дети здоровыми или нет, зависит от вас самих. Потому, делайте правильный выбор, питайтесь правильно всей семьей. И тогда Ваши дети вырастут сильными, умными и активными.
2019 жылы 27 қаңтарда № 5 «А» мектеп — гимназиясының барлық оқушылары халықаралық ғаламторсыз күніне арналған республикалық кең ауқымды балалар акциясына қатысты. Ата-аналар осы акцияны қолдады. Балалар өз есебін суреттер мен фотосуреттер түрінде ұсынды.
ТЖ бойынша директор орынбасары Н.С.Касицкая
Один день без Интернета.
27 января 2019 года все учащиеся школы — гимназии № 5 «А» приняли участие в Республиканской широкомасштабной детской акции, посвященной Международному дню без интернета. Родители поддержали данную акцию. Свой отчет ребята представили в виде рисунков и фотографий.
Халықаралық ғаламторсыз күнге арналған іс-шараны ұйымдастыру мақсатында оқушылар мен ата-аналар арасында акцияға қатысу қажеттілігі туралы сынып сағаты мен түсіндірме жұмыстары жүргізілді.
800-ге жуық оқушы мен 90 ата-ана түсіндірме әңгімелесуден өтті.
Оқушылар «Ғаламторсыз бір күн» атты сурет байқауына (68 оқушы), және «Менің ғаламторсыз күнім» фото байқауына қатысты.(47 оқушы). Ең үздік жұмыстар лездемеде дипломдармен марапатталды және мектеп стендіне орналастырылды.
Касицкая Н.С., заместитель директора по ВР
Ғаламторға тәуелділікті болдырмау, Ғаламторды пайдалану мәдениетін арттыру мақсатында №5 «А» мектеп-гимназиясында 1-4 сынып оқушылары ата-аналарымен бірге «МЕН OFFLINE» фотоколлаж байқауына қатысты ..
Сынып жетекшілер «Халықаралық ғаламторсыз күн» әңгімесін өткізді.
Мектептің жетекшісі оқушылармен флэш – моб өткізді.
ТЖ бойынша диектор оынбасары Н.С.Касицкая
«Я OFFLINE»
В целях профилактики интернет зависимости, повышения культуры пользования Интернетом, в школе – гимназии № 5 «А» обучающиеся 1 -4-х классов совместно с родителями приняли участие в конкурсе фотоколлажа «Я OFFLINE»..
Классные руководители провели беседы «Международный день без интернета».
Вожатая школы провела с учащимися флэш – моб.
Касицкая Н.С., заместитель директора по ВР
«Мектеп асханасы» алдын-алу іс-шаралары
«Мектеп асханасы» республикалық алдын алу іс – шарасы аясында а.ж. 27 қаңтар мен 27 ақпан аралығында № 5 «А» мектеп-гимназиясының бракераж комиссиясының қызметі жандандырылды. Осы комиссияның құрамына медицина қызметкері, мектеп –гимназия кәсіподақ комитетінің мүшесі, мектеп әкімшілігі, сондай-ақ ата-аналар қауымдастығының өкілдері кіреді.
Бракераждық комиссия мүшелері тамақтану сапасын, ас мәзіріне сәйкестігін және оқушылардың жасына сәйкес тағам порциясы массасының бақылау өлшеулерін тексерді. Бұзушылықтар анықталған жоқ.
ТЖ бойынша директор орынбасары Н.С.Касицкая
Профилактические мероприятия «Школьная столовая»
В рамках республиканского профилактического мероприятия «Школьная столовая», с 27 января по 27 февраля т.г. активизирована деятельность бракеражной комиссии школы – гимназии № 5 «А». В состав данной комиссии входят медицинский работник, член профсоюзного комитета школы –гимназии, администрация школы, а также представители родительской общественности.
Члены бракеражной комиссии проверяли качество питания, соблюдение на соответствие меню и контрольные замеры массы порции блюда в соответствии с возрастом учащихся. Нарушения не выявлены.
Касицкая Н.С., заместитель директора по ВР
Тәрбие жұмысының басым бағыттарының бірі біздің №5А мектеп-гимназиясы отбасымен жұмыс істейді. Мұғалімдер мен ата – аналардың мақсаты бір-дені сау, жан-жақты дамыған тұлғаны тәрбиелеу.
Мереке мектепте көңілді және қызықты өтеді. Оларды жүзеге асыруда ата-аналар үлкен көмек көрсетеді.
Бүгін мектебіміздің 1 және 2 сыныптарында «Әкем, анам, мен – спорттық отбасы» спорттық отбасылық мерекесі өтті. Үш адамнан тұратын кез-келген команда: екі ересек (әкесі мен анасы) және бір бала спорттық отбасы атағы үшін бәсекелесе алды. Басынан бастап соңғы минутқа дейін бәсекелестік рухы бар жақсы мінезді атмосфера орнады. Барлық қатысушылар жарыстан үлкен ләззат және көптеген жағымды әсер алды.
«Папа, мама, я – спортивная семья»
Одно из приоритетных направлений воспитательной работы в нашей школе –гимназии №5А является работа с семьёй. У педагогов и родителей цель одна – воспитание здоровой, всесторонне развитой личности.
Весело и интересно в школе проходят праздники. Огромную помощь в их проведении оказывают родители.
Сегодня в 1 и 2 классах нашей школе прошел спортивный семейный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». Побороться за звание самой спортивной семьи могли любые команды, состоящие из трёх человек: двое взрослых (папа и мама) и одного ребёнка. С самого начала и до последней минуты царила добродушная атмосфера с соревновательным духом.
Все участники получили от соревнований огромное удовольствие и массу положительных впечатлений.
1июня 2016 г в ш-г № 5 «А» была проведена праздничная линейка в связи с открытием летней школьной площадки «Солнышко». Вожатыми и воспитателями были открыты следующее пришкольные площадки: языковая, интеллектуальная, экологическая, спортивно-оздоровительная, творческая мастерская, социально-психологическая. Каждая площадка имеет свою индивидуальную программу, которая направлена на развитие коммуникабельности, физической выносливости, раскрытие своих талантов и возможностей, развитие активности, расширение кругозора, воспитание чувства патриотизма и нравственности.В данном мероприятии приняли участие 85 детей, которые активно участвовали в играх, конкурсах викторине, спортивных состязаниях. Игры, тренинги были направлены на знакомство, сплочение, умения работать в команде, развитие доброжелательности, толерантности и положительных эмоций. В конкурсах каждый участник мог проявить свой талант, свою индивидуальность, креативность и спортивность.Дети приняли активное участие в городских конкурсах и спортивно-развлекательных играх, где заняли 1 и 2-ые места. Участвовали в городском конкурсе «Бала Жол», в конкурсе рисунков на асфальте.